8 января

 

Православный календарь

 
Второй день праздника Рождества Христова, Св. пророка Давида-царя основателя Иерусалима и Иакова, брата Господня. Сщмч. Евфимия, еп. Сардинского.
 
Собор Пресвятой Богородицы. Она стала Матерью Бога и тем самым получила право быть заступницей рода человеческого.
 
Рождественские святки.
 
На другой день по Рождестве Христовом празднуется Собор Пресвятой Богородицы: память прав. Иосифа Обручника и его сына от первого брака святого Иакова, которые сопровождали Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет. Священное Писание повествует об этом событии: "Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода... По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца"... Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и поселился в городе, называемом Назарет" (Мф. 2, 13-15; 19-20; 22-23).
 

Народный календарь

 
Бабьи каши. Продолжение праздника Рождества. Собрание верующих в честь Божией Матери. Посещение родителей с пирогами. 
 
Обычаи. На второй день Рождества продолжаются святочные забавы и увеселения. Существует предание, что их любил устраивать царь Иван Грозный, пускаясь в пляс со скоморохами. Если кто-либо из его приближенных отказывался принять шуточную маску, царь лишал его жизни. Именно так случилось с князем Михаилом Репниным.
 
Маски, как и сочни, изготовляли из тонко раскатанного теста. Такую маску надевали на лицо и наблюдали из-под подворотни за прохожими.
 
Бабины (бабьи) каши - ритуальное угощение, рецепт которого теперь забыт. Этот день, называемый Ефимовым, - праздник повивальных бабок и рожениц. В святцах этого дня можно обнаружить имена святых Евфимия, Константина, Евареста. И хотя имени Соломониды в них нет, в стародавние времена в русских селах в этот день женщины в молитвах поминали "бабушку Соломониду". В романе "На горах" П.И. Мельникова (Андрея Печерского) упоминается "Соломонида бабушка Христоправушка, "Христа мыла - правила, нам окатышки оставила" (воду, которой окатывали новорожденного младенца, - В.У.).
 
В "Протоевангелии Иакова" приводится рассказ Иосифа о том, как в то время, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы укрыться от объявленной государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки. Иосиф, оставив Марию с сыновьями в первой попавшейся пастушьей пещере, "пошел искать повивальную бабку...". "И увидел женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку". Далее в Протоевангелии говорится: "И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю". Так безымянная бабка приняла на свои руки родившегося у Марии младенца Иисуса.
 
В русских селах и деревнях в день Соломониды роженицы и бабки-повитухи собирались во время богослужения в церкви перед иконой Божьей Матери, которая называется "Блаженное чрево". Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали повивальных бабок "на кашу". Почему именно на кашу? Во-первых, это блюдо (каша) в большинстве крестьянских хозяйств было кушаньем не повседневным, а деликатесным, праздничным. Во-вторых, понятие " пригласить на кашу" означало: сотворить что-то вместе, почувствовать единение в чем-то. Кашу для повивальных бабок специально заваривали с утра, соблюдая определенные каноны. В иных селах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами и другими гостинцами.
 
Повивальные бабки на Руси были подлинными мастерицами по части женских и материнских забот. Повивальными их называли потому, что умели правильно "свить" новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно. Этому мастерству повитуха учила молодую мать: малютка на глазах у нее превращался в аккуратно и крепко "свитый кокон, сладко посасывающий "жеванку" - тряпицу с завязанным в нее кусочком ржаного хлеба.
 
Повитуха активно пособляла роженице. Она знала, когда нужно затопить баньку, вываживать роженицу по солнцу, какие травы заварить и молитвы сотворить надо. Так, принято было "одымлять" роженицу, для чего повитуха зажигала березовую лучину и поджигала полынь с травой, называемой бессмертником.
 
8 января полагалось навестить бабку-повитуху в ее доме с теми детьми, которых бабка в свое время приняла. С собой, по обычаю, нужно было принести гостинцы, всякое угощение. Обязательно повитухе оказывали посильную помощь: кто воды из колодца принесет, кто дров наколет и в сени принесет. Закончив хлопоты, усаживалась ребятня вокруг бабкиного стола, на который выставлялся горшок каши, которую тут же сдабривали медом.
 
Поверья. В этот день с вечера начинались на Руси девичьи гаданья и хождения ряжеными, что продолжалось до Крещения (19 января). Способов гадания было множество. Например, ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и смотрели: если оно гладкое, муж будет ласковый; если суковатое, с трещинами, то злой, драчливый. Или: вокруг графина с водой ставили зажженные свечи, а за графином - зеркало. Смотрели в зеркало сквозь графин: что привидится, то и сбудется.
 
С этого дня начинаются бесовские потехи. Ведьмы сдруживаются с бесами, летают на помеле на шабаш, воруют с неба месяц и звезды, чтобы люди не видели их.
 
Приметы и наблюдения. "Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его".
 
Именины. Ефим. Константин.

Значимые даты