7 января

Православный календарь

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из самых великих праздников.

Пища. Начало мясоеда (с 7 по 18 января пост отменяется, в среду и пятницу - в знак духовной радости).

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее... хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1, 18-21).

Недалеко от пещеры у костра сидели пастухи. Вдруг слетел к ним с неба сияющий ангел и объявил: "Великую весть вам возвещаю. Ныне в граде Давидовом родился Спаситель мира Христос. И вот вам знак, в яслях вы найдете Младенца". И раздалась с неба песнь: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" Пастухи побежали к пещере и там, в убогих яслях, увидели Божественного младенца и поклонились Ему.

В эти же дни путеводная звезда привела в Вифлеем трех странствующих языческих мудрецов - волхвов. Войдя в город, они были доставлены к царю Ироду и сообщили ему, что по указанию звезды пришли поклониться только что родившемуся новому царю Иудейскому. Ирод встревожился, усмотрев в Иисусе будущего соперника на царстве. Он приказал разыскать новорожденного и убить его. Стражники бросились на поиски в Вифлееме и принялись истреблять всех младенцев в возрасте меньше двух лет.

Услышав об этом, Мария спеленала своего сына и спрятала в воловьих яслях. Стражники не нашли Иисуса и он остался жив. А волхвы поклонились Младенцу и принесли в дар золото, ладан и смирну. Так язычество уступило свою власть христианству.

Бог-Отец прислал в греховный и развращенный земной мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня рождения Спасителя на земле наступило новое время.

Слово па Рождество Господне святителя Льва Великого:

"Возрадуемся о Господе, возлюбленные, и возвеселимся духовной радостью, ибо воссиял для нас день нового искупления, древнего приготовления, счастья вечного. Ежегодным же круговоротом вновь даруется нам таинство нашего спасения, от начала обещанное, в конце исполненное, должное без конца продолжаться. Достойно для него, чтобы мы устремленными горе сердцами поклонялись Божественному таинству, и чтобы великими радостями Церкви прославлялось то, что совершается по великой милости Божией.

... Хвалите же Бога, возлюбленные, во всех делах Его и замыслах. Пусть будет в вас непоколебимая вера в непорочное зачатие и рождение. Почитайте святым и искренним служением священное и Божественное таинство человеческого восстановления. Возлюбите же Христа, в нашем теле рождающегося, чтобы вы достойны были видеть этого же Бога славы, в своем величии правящего, Который с Отцом и Духом Святым пребывает в единстве Божественности во веки веков. Аминь."

Народный календарь

Рождество Христово. Рождество - главный христианский праздник, день рождения сына Божиего у Девы Марии - день примирения, день доброты, миролюбия. День прославления Христа.

Пища. В этот день утром садятся завтракать за общий стол и едят по кругу из чаши кутью (коливо). Это каша, приготовленная из смеси пшеницы, гороха, риса или одного из этих злаков. Подается с медом и изюмом в навечерии праздников Рождества Христова и Богоявления Господня, а также на следующее утро (по желанию). Больным и детям разрешается с утра есть мясо и пить молоко.

Затем начинается рождественское разговенье: едят вкусную и обильную еду. При этом отдается предпочтение блюдам из свинины как отголоску старинной рождественской традиции, когда непременным угощением был поросенок. Его начиняли кашей, а кабанью голову подавали в отварном виде с хреном. В обычае было подать к столу окорок - запеченный, копченый или горячий отварной с горохом. Жаркое, заливное из поросенка, студень из свиных ножек или головы, жареная свиная грудинка с картофелем - все эти блюда были в этот день на столе даже у бедных людей.

Традиция также требует приготовления всевозможных видов печенья в виде зверушек: коровок, бычков, овец, птиц, петухов. Их объединяли под одним названием - "козульки". Печенье дарили друзьям, родственникам, знакомым. Родственники и знакомые ходили с поздравлениями и угощали друг друга.

Обычаи. Перед утреней до рассвета проводится обряд "обсевания" изб, который следует расценивать как пережиток древнего праздника, называвшегося авсенем (таусенем). Пастух, обходя дома, поздравляет каждую семью с Рождеством и бросает в избу горсть овса с приговором: "На живущих, на плодящих и па здоровье"; "На полу, под лавкой - ягняток, па лавке - ребяток!"; "Ягнят а- за лавочкою, телята - у лавочки, а поросятки - по всей избе!"; "Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой па телят, на ягнят и на всех крестьян!"

Потом хозяева избы выходят во двор и поджигают загодя приготовленную небольшую кучу сухого навоза: чтобы родителям на том свете тепло было.

Период с 7 по 18 января, называемый Святками или святыми днями, продолжается 12 дней и делится на два периода. Первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой (святые вечера); вторая, с 14 по 18 января, - страшными вечерами, святками, святыми днями. Все это время справляются святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам.

Выражение "страшные вечера" появилось в память истребления царем Иродом всех младенцев в городе Вифлееме и его окрестностях в поисках Иисуса Христа. В тот трагический день по приказу Ирода было умерщвлено 14 тысяч младенцев. Их память в православной церкви отмечается 11 января.

В "страшные вечера" по миру свободно гуляет нечистая сила. Поэтому издавна считается, что в Святки нужно беречь скот, амбары от нечистой силы.

Рождественские обряды в России на государственном уровне были узаконены Петром I, который очень сердился, когда узнавал, что кто-то уклоняется от вводимых им обрядов. В "Деяниях Петра I" приводится такой факт: "Григорий Камынин бит плетьми за то, что быв написан в славление да не ездил". Сам царь охотно участвовал в славлении: впереди всех появлялись двое с барабанами и ударяли в них, за ними в санях ехали царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, пели и поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю подарок и угощал всех славильщиков. Об этом имеется свидетельство англичанина Г. Брайна, посетившего Москву в начале XVIII в. Он писал в своих заметках: "Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами.

Эта церемония началась 1702 года января 3. Первого боярина Петр I посетил в 9 часов утра: с ним приехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами. Сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрой рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лунсу, где было такое же угощение, а потом в другие места, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные".

С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинаются "колядования". Ребятня, парни и девушки в компании со взрослыми отправляются по дворам славить Христа. Славление заключалось в хождении с вертепом, звездою, виршами. В вертепе - маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, - устанавливались на оси куклы. С их помощью разыгрывались сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Звезда, символизировшая Вифлеемскую звезду, с которой ходили славильщики, изготовлялась из бумаги, которую затем раскрашивали и освещали свечами.

Приметы и наблюдения. Существовали приметы, которые со временем превратились в запреты: в Рождество нельзя заниматься хозяйственными делами; с Рождества до Крещения грех охотиться в лесу (с охотниками несчастья могут случаться); в Рождество нельзя шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет; нельзя плести лапти, так как будешь кривой.

Еще хуже будет, если в Рождество в дом первой войдет чужая женщина (в этой семье бабы будут хворать!). И уж, конечно, запрещалось в Рождество девушкам гадать.

На Рождество примечали, каким будет предстоящий урожай. "Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет" Если лежит густой иней или идет снег хлопьями, летом будет изобилие хлеба. Хороший санный путь предвещает урожай гречи. Если Рождество пришлось на молодой месяц, год ожидается благоприятный, если на ущербе месяца, то лето будет сырое, а год тяжелый для скота. Теплый день на Рождество - хлеб будет "темный, густой" (т.е. урожай). Будет метель - будут хорошо роиться пчелы. День светлый - к неурожаю.

Значимые даты