19 января

Православный календарь

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Литургия Иоанна Златоуста.

Тропарь Крещению Господню (краткое изложение существа праздника): В Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына Именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Народный календарь.

Крещение.

В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрики протодиакона. Говорят: "Погружают крест". Слышу знакомое: "Во Иорда-а-не... крещаются Тебе Господи-и..." - и вдруг грохают пушки... И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго".

Главное событие крещения - Водосвятие, для чего в водоеме в установленном месте делается прорубь - ердань. Праздник называется еще "Праздник Светов", "Праздник Просвещения". В этот день бывает Освящение воды - "Водокрещи".

День имеет для христиан особое значение: проводятся Крестный ход, молебен, получение "святой" воды. Освященная вода остается свежей 2-3 года.

Крестный ход "на Иордань" совершался во всех русских городах. Находились смельчаки, которые раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. И ныне в ердани купаются больные, надеясь излечиться. Кто на Святках родился - очистится от греха.

Когда купание прекращалось, бабы ведрами набирали из проруби "иорданской водицы". "Святой водой" запасались впрок надолго, до весны. Этой водой, "святой, иорданской", окропляли ульи, ею разбавляли вино, которое употребляли как надежное лекарство от всех болезней.

Крещенский снег собирали в кучи - потом с его помощью белили тканные холсты.

Крещение - праздник раздольный. До самой Масленицы продолжались гулянья. Повсюду играли свадьбы. Надолго запоминались увиденные еще в детстве свадебные поезда. На парах, тройках, с колокольчиками, под гармонь мчались молодые свадебные пары и их гости по просторным улицам, радуясь жизни.

Вплоть до Масленицы обрядовая жизнь не утихала.

Поверья. С давних пор в русских деревнях сохранилось такое поверье: если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.

А старики замечали: "На Богоявление снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю", "В Крещение в полдень синие облака - к урожаю", "Если па Крещение была облачная, пасмурная погода, лежал туман или шел снег - осенью ждали хорошего урожая; если в крещенскую ночь было полнолуние - весной ожидался большой разлив рек ", "Звездистая ночь на Богоявление - урожай на горох и ягоды", "На Богоявление день теплый, хлеб будет темный (то есть густой) ", "Коли на Крещение собаки много лают, будет много дичи и зверья".

Обычаи. С Крещения до Масленицы играли свадьбы, шли свадебные недели. А народ говорил с облегчением: "Трещи не трещи, минули водокрещи", "Дуй не дуй, а великодень у порога", "Дуй не дуй, не к Рождеству идет, к великодню".

Крещенский вечер не зря называли вторым сочельником. Им завершались Святки, называвшиеся Богоявленскими. А Святки, как известно, время гаданий. Девушкам не терпелось узнать свою судьбу. Вспомним знаменитые стихи В.А. Жуковского: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, кидали.

И с трепетным чувством выбегали они смотреть, как упал башмачок. В какую сторону были повернуты носки - оттуда и следовало ждать жениха. А если башмачок падал носками во двор - значит, сидеть в девках еще год.

Приметы и наблюдения. Народные приметы, относившиеся к крещенским дням, и поныне не утратили своего практического значения.

Если крещенские морозы сильнее рождественских - год будет урожайный.
Днем снег и поземка - к урожаю, ясно - к недороду.
Снега на Крещение надует - хлеба прибудет.
Звездная ночь - урожай на горох и ягоды.
В полдень облака синие - к урожаю.
Крещение под полный месяц - к большой воде.
Собаки много лают - будет много зверья и птицы.
Метель на Крещение - к хорошему роению пчел.
Богоявление под полный месяц - к большому разливу рек.

После рождественско-крещенских морозов, к концу января, как правило, становится теплее. В лесу вылезают из своих гнезд спрятавшиеся туда на время холодов белки, оживают и другие пушные звери, оставляя на снежной пороше многочисленные следы передвижений в поисках корма. Охотники в это время отправляются на промысел.

Если во время Литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, год ожидается хлебородным, а от пчел получится много роев. 

Значимые даты