15 января

 

Православный календарь

 
Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335), Сильвестра Печерского (XII); прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604); второе обретение мощей прп. Серафима Саровского (1991).
 
Святки.
 
Праведная Иулиания Лазаревская. В 1601 г. на Руси начался голод, продолжавшийся три страшных года. В Московском государстве, и прежде не отличавшемся изобилием, люди умирали голодной смертью. На народном горе, как это нередко бывало и раньше, наживались нечистые на руку люди, скопившие запасы хлеба.
 
Под городом Муромом, в селе Лазарево, проживала одна милосердная женщина, вдова зажиточного дворянина. Имя ее - Ульяна Устиновна Осорьина. Облик этой женщины дошел до нас благодаря описанию, данному историком Ключевским. Он обращает внимание читателей на исключительные качества ее души: жалостливость и сострадание по отношению к бедным и убогим. Ключевский пишет: "Бедный был для нее какой-то бездонной сберегательной кружкой, куда она с ненасытным скопидомством все прятала - все свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея под 60 лет, ходила всю зиму без шубы".
 
Голод застал Ульяну врасплох. Она оказалась без средств к жизни. Распродав свое имущество, она купила хлеба и накормила всех несчастных. Даже после того как она совершенно разорилась и отпустила на волю всех людей, оставшихся с ней дворовых она отправляла собирать древесную кору и лебеду для выпечки хлеба для нищих. И этот диковинный хлеб, приготовленный из "ничего", вызывал у нищих чувство восхищения.
 
Преподобная Иулиания Лазаревская - под таким именем причтена к лику святых эта русская женщина с необыкновенно доброй душой.
 
Преподобный Серафим Саровский. Родился 19 июля 1759 г. (по другим данным 1754) в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во святом крещении был наречен Прохором. Его благочестивые родители занимались строительством храма в честь Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского. В 1762 г. отец Прохора умер. Вдова Агафия завершила начатое строительство.
 
С младых лет над юношей проявился Покров Божий. Так, когда он, будучи младенцем, оступился и упал со строящейся колокольни, Господь сохранил младенца невредимым. Второй раз чудо произошло, когда в отрочестве Прохор заболел тяжелой болезнью. В результате молитвы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы "Знамение" он был удостоен видения Божией Матери, которая обещала вскоре вновь посетить и исцелить его. Воспрянув от болезни, Прохор принялся с усердием постигать богословскую науку. Светлый ум, кротость и смирение, постоянное пребывание в храме, непрестанные размышления о Боге сделали свое благотворное дело: Прохор решил посвятить свою жизнь служению Богу.
 
С благословения своей благочестивой матушки он прибыл 20 ноября 1778 г. в Саровскую обитель. Здесь в качестве послушника он был отдан в научение старцу иеромонаху Иосифу (1785), казначею. Прохор со смирением выполнял и другие монастырские работы: в хлебопекарне, на просфорне и в столярне. Одно время был он и пономарем.
 
Далее жизненный путь Прохора был почти на три года прерван тяжелой болезнью. Причастившись Святых Христовых Тайн, он вскоре сподобился чудесного видения Пресвятой Богородицы. Возложив на голову больного руку, она даровала ему выздоровление, сказав сопровождавшим Ее апостолам Петру и Иоанну Богослову: "Сей от рода Нашего".
 
18 августа 1786 г. Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, что в переводе с еврейского означает "пламенный", а год спустя посвящен в иеродиакона.
 
Серафим неоднократно созерцал небесные видения, что укрепляло его веру в Господа. Так, ему было видение святых ангелов, служащих братии и поющих в храме. Во время Божественной Литургии в Великий Четверток он удостоился высшей благодати - лицезреть Господа нашего Иисуса Христа в окружении небесных Бесплотных сил.
 
После того как в 2 сентября 1793 г. он был рукоположен в иеромонаха, преподобный избирает новый подвиг - пустынножительство. Об этом периоде его жизни, как, впрочем, и о всей жизни этого подвижника, написаны книги. Здесь, в календаре, перечислим только такие его подвиги, как: жизнь в уединении в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря тысячи дней и тысячи ночей; встреча с разбойниками, которые, не встретив сопротивления, жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем все сокрушили в келье. И опять Пресвятая Богородица не оставила преподобного. Она явилась старцу во сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и даровала ему исцеление. В тот же день преподобный встал с постели.
 
Преподобный Серафим сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Общеизвестен факт предсказания трагической судьбы Николая II. Это предсказание прп. Серафим сделал еще задолго до рождения царя (род. 1868). Преподобный написал царю письмо как живому человеку. Врученное императору в 1903 г., оно содержало сведения обо всем, что должно было с ним произойти. Николай II, прочитав письмо, опечалился, узнав свой земной жизненный удел.
 
Двенадцать раз прп. Серафим удостаивался видения Пресвятой Богородицы. Утром 2 января 1833 г. старец иеромонах преставился с крестообразно сложенными руками на груди перед иконой Божией Матери "Умиление". Его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя. Тело почившего было положено в дубовый гроб, сделанный его руками, и было предано земле с правой, южной стороны от алтаря Успенского собора.
 
26 января 1903 г. определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля (по ст.ст.), в день рождения преподобного, с великим торжеством, в присутствии царской семьи, совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей.
 
Святой старец предвидел это событие еще при своей жизни. Предвидел он и горькую судьбу России, о чем неоднократно говорил и свидетелем чего стали наши современники.
 
Вторичное обретение мощей произошло 11 января 1991 г. в антирелигиозном музее в Казанском соборе в Петербурге. Мощи прп. Серафима были переданы Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, и 7 февраля торжественно перенесены в Москву в Богоявленский патриарший собор для поклонения верующих. 23 июля 1991 г. мощи прп. Серафима Крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту земных подвигов старца.
 

Народный календарь

 
День Сильвестра. Сильвестр. Куриный праздник.
 
Обычаи. В этот день чистили курятники. В них вешали черный камень с дыркой ("куриный бог") - от домового. Окуривали курятники смолою с девясилом, веруя, что имя святого надежно оберегает домашнюю птицу от любой хворобы, дурного глаза и всяческих других напастей. Говорили: "Святой Селиверст гонит лихоманок-сестер за семьдесят семь верст".
 
В ряде мест заботились о том, чтобы в курятнике висел «куриный бог». Сведений о нем, его свойствах и ритуальных действиях с ним сохранилось очень немного, и те довольно отрывочные. Известно, что в черноземных областях «куриным богом» считался черный камень, с отверстием посредине, величиной с гусиное яйцо, который в таком виде и отыскивали в земле. «Куриный бог» вешался за нитку на стене курятника, чтобы больше плодились и сохранялись у хозяина куры. Во Владимирской губернии наряду с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным, а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать обыкновенный истоптанный лапоть. Его перебрасывали через насест, где сидели куры, что якобы защищало их от неприязненного отношения домового.
 
В конце зимы и весной, особенно на закате солнца, появляется опасность «схватить лихорадку». В народе эта болезнь представлялась таинственным существом в виде женщины в белом, с непокрытой головой и без пояса, или безобразной скрюченной старухи с клюкой, которая входила в человека или «прилеплялась» к нему, заставляя трястись от озноба, испытывать ломоту в костях и пр. Часто заболевание лихорадкой понимали как воздействие двенадцати сестер-лихорадок, дочерей или сестер проклятого царя Ирода.
 
С крестьянской точки зрения, девы-лихорадки олицетворяют каждая свою болезнь, конкретное болезненное состояние, в насылании которого они и «специализируются». По поверьям Пермской губернии, лихорадка Кашлея вызываеткашель, бронхит; Душлея — одышку, Сонлея — кому, Синея сифилис, Пух-лея — водянку, Секея — ревматизм и т.д.  В день Сильвестра их принято было «заговаривать», то есть изгонять с помощью заговоров.
 
В Сильвестра день заговаривают лихоманку.
 
По сообщению И. П. Сахарова, крестьяне верили, что лихоманки, выгоняемые из ада морозом, лезут в дома, «ищут пристанища по теплым избам, где всегда есть люди виноватые». В день Сильвестра их «вымывали», «смывали» водой, настоянной на четверговой соли (соли, которая специально приготавливается — перепекается в печи — в четверг на Страстной неделе Великого поста).
 
Главной особенностью заговоров против лихорадок было перечисление имен всех двенадцати сестер-лихоманок. В представлении человека традиционной культуры знание истинного имени (человека, божества, демона, болезни) давало власть над его носителем. Названные поименно, «окаянные дьяволицы-трясовицы» — «дщери царя Ирода», предназначенные для того, чтобы «мучить весь род человеческий»,— должны были отступиться от больного.
 
Именины. Селиверст. Ульяна.

Значимые даты