27 марта

Православный календарь

Прп. Венедикта (543); свт. Евсхимона испов., еп. Лампсакийского (IX), Феогноста, митр. Киевского и всея Руси (1353); блгв.вел.кн. Ростислава-Михаила (1167). Феодоровской иконы Божией Матери.

Прп. Венедикт Нурсийский. Этот подвижник основал монастырь и написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников, и правила Кассиана Римлянина.

Феодоровская икона Божией Матери. По преданию эта икона написана Евангелистом Лукой. Название свое получила от великого князя Ярослава (отца св. Александра Невского), носившего во Святом крещении имя Феодор - в честь святого мученика Стратилата.

Уже в начале XII в., когда эта икона стояла в часовне, великий князь Георгий Всеволодович, радея о городе, хотел перенести в него икону из часовни. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Вняв желанию Богоматери, князь Георгий устроил на этом месте Городецкий монастырь, получивший название по ближайшему городу Городцу.

Во время последовавшего затем нашествия Батыя обитель наряду с другими сгорела и превратилась в груду развалин. Но среди всеобщей разрухи и гибели чудесным образом сохранилась и была явлена на радость последующих веков икона.

Младший брат Александра Невского, князь Василий Костромской (впоследствии - князь Владимирский), преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 г. И тут на одной из сосен он увидел икону. Когда князь попытался снять ее, она поднялась в воздух. Пораженный этим чудом, князь Василий, возвратясь в город, рассказал о своем видении духовенству и народу. Услышав об этом чуде, люди двинулись к лесу и действительно нашли в указанном месте икону. Пораженные увиденным, пришедшие пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в храм. Вскоре к новоявленной иконе из окрестностей Костромы стал стекаться народ. Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде подошел к городу с иконой в руках. Воин был похож на изображение св. великомученика Феодора Стратилата, в честь которого в Костроме построен собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской.

На месте явления этой иконы князь основал монастырь во имя Нерукотворного образа Господня, празднование которого совершается в день явления Феодоровской иконы. Сюда ежегодно совершается из Костромы крестный ход.

Когда Костромской собор сгорел, то икона была найдена на пепле неповрежденной. Ее богато украсили и поместили в новоотстроенном соборе.

В 1260 г. подступившие к Костроме татары угрожали городу полным разорением. Всю надежду жители и князь возложили на Богоматерь, и перед битвой князь вспомнил, что некогда великий князь Андрей Боголюбский, отправляясь в поход на камских бояр, взял с собой чудотворную Владимирскую икону и с благодатной помощью Богоматери наголову разбил врага. По примеру Андрея, князь Костромской поднял из собора Феодоровскую икону и обнес ее по полкам, при этом священники на ходу пели молебны.

Когда обе рати сошлись, совершилось великое чудо. Ослепительные лучи света, ярче солнечных, засияли от чудотворного лика, ослепляя и опаляя татар, которые в страхе бежали. В память этого чуда князь там, где во время битвы стояла икона, утвердил крест. Самое место, а также близлежащее озеро получили в народе название "святые".

Костромской собор горел еще раз и, когда бросились спасать икону, увидели ее висящей в воздухе над пламенем пожара. Народ, испугавшись, что Богоматерь желает отнять икону у города за грехи, молили Богоматерь о помиловании. Икона опустилась, поддерживаемая невидимою силою, посреди площади. Вскоре для нее построили небольшую деревянную церковь, замененную потом каменной.

С именем Феодоровской иконы связано важнейшее событие в России - избрание на царство в 1613 г. Михаила Феодоровича. Из Москвы в Кострому было направлено торжественное посольство из духовенства, бояр и всякого звания людей. В Костроме посольство с Владимирским образом Богоматери и иконой Московских чудотворцев было встречено священством с Феодоровской иконой. Отсюда шествие направилось в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил проживал со своей матерью, старицей Марфой.

В соборном храме происходило "умоление" Михаила на царство. Михаил отказывался от этого тяжкого ига, и мать его ни за что не хотела отпускать его, долго оставаясь непреклонной. Наконец бывший во главе посольства архиепископ Рязанский Феодорит взял в руки Владимирскую Икону, а Авраамий Палещин, келарь Троицкого монастыря, - икону чудотворцев Московских и твердо сказали ей: "Для чего же иконы Пресвятой Владычицы и Московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога". Старица Марфа упала ниц перед Феодоровской иконой и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки передаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!" И Михаил должен был уступить. Тут же он был провозглашен царем-самодержцем.

В память и в день этого события (14 марта ст.ст.) было установлено ежегодное празднование. Михаил Феодорович взял с собой в Москву список-копию с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Благоговея перед Феодоровской иконой, в 1636 г. он обновил на ней живопись и богато украсил ее. Костромскому собору князь даровал большие льготы, велел отпускать из таможенных костромских доходов 7 пудов воску на неугасимую свечу перед образом, наказал духовенству служить молебны, а воеводам на Крестные ходы наряжать для торжественности стрельцов и пушкарей.

С Феодоровской иконой Божией Матери связаны следующие чудотворения.

4 мая 1636 г. при освящении обновленной иждивением царя иконы получил мгновенное исцеление стоявший в толпе юноша Моисей, страдавший падучей болезнью.

В 1834 г. в Кострому поклониться Феодоровской иконе заехал генерал-лейтенант Иловайский и рассказал о чуде, случившемся с его дедом, казацким атаманом. А было так. Его дед был взят в плен горцами. В томительной неволе во сне ему открылось, что он получит избавление благодатью Феодоровской иконы: было велено бежать. Он бежал, некоторое время скрывался в дупле дуба, потом одолел 600 верст пешком, кормясь плодами и кореньями. В дороге он неустанно читал тропарь Феодоровской иконы. Наконец добрался до Черкасска и вскоре пошел на богомолье в Кострому к Феодоровскому образу. Там он заказал список-копию с него, в Москве покрыл его золотой ризой и вернулся домой.

Династия царей Романовых благоговейно относилась к святой иконе все 300 лет своего правления в России. По воле Николая II в 1909-1912 гг. в Царском Селе был построен Феодоровский Государев собор в память явления иконы. Известно, что после отречения от престола Николай Александрович и его семья молились в этом храме вплоть до их отправки в Сибирь.

В 1913 г. Кострома стала центром торжеств, связанных с 300-летием Дома Романовых и восстановлением I Русской государственности. К этому же юбилею были выстроены храмы во имя Феодоровской Божией Матери в Санкт-Петербурге и вышеупомянутый собор в Царском Селе. Величественный двухэтажный храм-памятник в стиле ростовских храмов эпохи воцарения Михаила Феодоровича Романова, воздвигнутый в столице тогдашней России на народные пожертвования, был хранилищем многих православных святых.

Сама Феодоровская икона пребывает в Костромском Успенском соборе. Ежегодно с нею совершаются Крестные ходы: в Троицын день в Ипатьевский монастырь и 16 августа в Спасс-Запруденскую церковь, на место ее обретения. Празднство ей установлено 2 раза в год: в Успенском соборе 14 марта ст.ст. - в память прекращения смуты на Руси и 16 августа ст.ст.

Уставами Московских патриархов день восшествия на престол Михаила Феодоровича Романова во всех отношениях уравнен с праздником Благовещения. "В 14 день марта, - говорится в них, - празднуют Пречистой Богородице Феодоровской в память наречения государева. Если в постный день случится праздник этот, то накануне к часам благовест повседневный, а к вечерне - звон с большим Успенским старым, когда бывает выход; ко всенощной благовестят и звон с большим же, а на самый праздник не часят (т.е. не звонят отдельно к каждому часу. - В.У.), благовест бывает до самой вечерни... Патриарх у праздника бывает, служит с власть ми; после обедни молебен бывает".

Это торжественное празднование проходит ежегодно в придворной церкви 14 марта ст.ст.

Именины. Михаил.

Значимые даты