25 марта

Православный календарь

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604); прпп. Феофана Сигрианского, испов. (818); Симеона Нового Богослова (1021). Лиддской-нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Преподобный Симеон Новый Богослов. Родился в 946 г. в г. Галате в знатной семье. С детства обнаружил большие способности, кроткий нрав и любовь к уединению. Когда мальчик подрос, отец, мечтая о придворной карьере сына, отослал его в Константинополь к дяде, приближенному к императорскому двору. Симеон получил в придворной школе начальное образование, но продолжать учение отказался, почувствовав влечение к иноческой жизни. Этому способствовало и знакомство со старцем Студийского монастыря Симеоном Благоговейным, который стал его духовником.

Дядя устроил Симеона на службу при дворе, но все свободное время он посвящал изучению Священного Писания и молитвам, бодрствуя до полуночи и питаясь только хлебом и водою. Так прошло 6 лет. Настало время удалиться от мира. По ходатайству духовника Симеон вступил в Студийский монастырь. Основным его подвигом стала непрерывная Иисусова молитва в кратком виде: "Господи, помилуй!" Плодом его усердия было особое состояние благодатного просветления. Однако со временем братия настроилась против Симеона, и старец перевел послушника в монастырь св. Маманта, где он преуспел более в духовном деянии и принял постриг.

После двух лет жизни Симеона в монастыре старец возложил на него послушание: произносить в церкви проповеди в назидание братии и всем христианам. В 980 г. Симеон был поставлен игуменом монастыря св. Маманта и находился в этом сане 25 лет. Он привел в порядок монастырское хозяйство и благоустроил храм. Строгая монашеская дисциплина, которую насаждал преподобный, вызвала у некоторых монахов сильное недовольство. Около 1006 г. прп. Симеон передал руководство своему ученику Арсению, а сам удалился на покой, не оставляя молитв и богословских трудов.

Он написал поучения для монахов, в которых сосредоточивается на сокровенном делании во Христе, внутренней брани, способах духовного совершенствования, борьбе со страстями и греховными помыслами. Прп. Симеон известен и как выдающийся церковный поэт. Он написал около 70 "Гимнов Божественной любви", полных глубоких молитвенных размышлений и свидетельств высочайшего духовного прозрения.

Учение прп. Симеона о новом человеке, о путях и средствах богообщения, об "обожении плоти" (за которое он был прозван Новым Богословом) принималось современниками с трудом; многое звучало для них непонятно и чуждо. Особое почитание, которое преподобный оказывал своему духовному отцу Симеону Благоговейному, и иные причины привели к конфликту с Константинопольским патриархом, и прп. Симеону пришлось удалиться из монастыря.

Поселившись на берегу Босфора, недалеко от Константинополя, с помощью ученика и почитателя Христофора Фагуры он приступил к строительству монастыря св. Марины, которое вскоре было завершено. Собрав в новой обители братию, прп. Симеон полностью отошел от дел управления и все свое время посвятил писанию назидательных слов, подвижнических наставлений и молитвенных гимнов.

В 1050 г. были обретены его святые мощи. Житие прп. Симеона написал его ученик Никита Стифат; он же сохранил богословские труды преподобного, которые оказали заметное влияние на Русскую Православную Церковь.

Святитель Григорий Двоеслов. Слово "двоеслов", которым именуется свт. Григорий, означает "собеседник". Он родился в Риме около 540 г. Принадлежал к древнему патрицианскому роду, в котором были христиане, даже святые. Будущий святитель получил блестящее образование, и его ожидала высокая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание. Григорий вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. После смерти отца на его состояние он построил 6 монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Мысли об апостольском долге Церкви, стремление к духовному просвещению языческих народов вдохновляли свт. Григория в течение всей его жизни и нашли достойное отражение в его богословских творениях.

В 577 г. свт. Григорий был посвящен в сан диакона. По поручению папы Римского он долго трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока, написал "толкование на книгу Иова", оказавшую влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов Средневековья.

В 590 г. свт. Григорий был избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров. Свт. Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся государственным и общественным деятелем. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Свт. Григорий составил на латинском языке чин Литургии и Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 г. и принят всей тогда еще не разделенной Христианской Церковью. (В Русской Православной Церкви Литургия Преждеосвященных Даров совершается во дни Великого поста.)

Скончался свт. Григорий в 604 г. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане.

Феофан Византийский. Родился около 758 г. в Константинополе, в глубоко верующей семье. Двенадцати лет от роду Феофана обручили с дочерью богатого вельможи, и при достижении совершеннолетия он женился на ней. Но к этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу и, женившись, не притронулся к жене и остался девственником. После смерти тестя, волей которого держался этот странный брак, Феофан убедил жену, столь же глубоко преданную христианской вере и также оставшуюся девственницей, удалиться в монастырь.

Христиане того времени легко отказывались от личного счастья в нашем понимании. Они видели свое счастье в самоотверженном служении Богу и отказ от земных радостей считали высшим назначением своего земного существования.

Освободившись от брачных уз, Феофан целиком отдался проповеднической деятельности, заботам о распространении христианского учения. Со временем он основал два монастыря. Будучи настоятелем одного из них, участвовал в VII Вселенском Соборе.

В историю христианства Феофан вошел как хронограф. Он зафиксировал все гражданские и церковные события, происходившие с первого года правления императора Диоклетиана, одного из наиболее свирепых и жестоких гонителей христианства в начале IV в., до июля 813 г., т.е. за пять веков.

Его труд, невысоко оцененный историками, выделился все же из ряда подобных сочинений важным достоинством - Феофан включил в него пространные выдержки из наиболее значительных сочинений зафиксированного им периода христианства. Поэтому сочинения Феофана пользовались огромной популярностью у современников. Они были переведены с греческого на латинский язык и стали достоянием всего христианского мира. Впоследствие, к сожалению, эти сочинения были утрачены.

Важный и кропотливый труд Феофана оборвался внезапно. Будучи почитателем христианских символов, сторонником и высоким ценителем иконописания, Феофан вступил в острый конфликт с императором Львом V Армянином, ярым иконоборцем. Императорские стражники схватили Феофана прямо в монастыре, во время его работы над "Хроникой". И она оборвалась на полуслове.

После долгих и жестоких пыток в темнице Феофана сослали в отдаленный край империи, на остров Самофракию в Эгейском море. Поставленный в невыносимые условия и лишенный главного своего дела, Феофан занедужил и умер 12 марта 817 г.

Народный календарь

"Феофан, Проломи Наст".

Приметы и наблюдения. В этот день примечали: "На Феофана туман - урожай на коноплю, да лен будет волокнистый". Русские крестьяне исстари связывали с именами Григория и Феофана свои заботы о возделывании лубяных культур - льна и конопли. Получалось так, что в этот день в одних церквах поминали, исходя из симпатий верующих, Феофана, а в других - Григория Богослова. Поэтому, в зависимости от этого обстоятельства, говорили и так: "Утром туман Григорию дорогу застит - быть урожаю конопли и льна".

Чтобы примета сбывалась, бросали по двору несколько семян конопляных и льняных для угощения птиц. Такое внимание к приметам не случайно. Посевы льна и конопли были распространены на обширном пространстве Центральной России, а также по всему Верхнему Поволжью. Затем они простерлись далеко по всей Южной Сибири.

Из льняного волокна получали наиболее ценную тонкую ткань - на рубахи, сарафаны, скатерти, занавески, для постельного белья. Льняное семя к тому же содержит до 50% масла, которое было основным растительным жиром на крестьянском столе.

Конопля, хотя и представляла собой меньшую ценность, требовала больших забот. Волокно из конопли (посконь) давало более грубое полотно. Однако при нужде и оно годилось: "Невеяный хлеб не голод, а посконная рубашка - не нагота".

Весенний туман в середине марта предвещал влажное и теплое время посева льна и конопли. В середине мая обычно начинали сев льна. Многолетние наблюдения крестьян указывали на зависимость благоприятных майских дней от мартовских туманов. Поэтому и радовались туманам на Феофана и Григория.

Именины. Григорий. Семен. Феофан.

Значимые даты