22 марта

Православный календарь

40 мчч., в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия и прочих (ок. 320); св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369); прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть " (1666).

Севастийские мученики. В 313 г. император Константин Великий издал указ о разрешении свободы вероисповедания. Христиане получили равные права с язычниками. Но соправитель Константина Лициний в своей части империи продолжал гонения на христиан. Он распорядился в первую очередь очистить от христиан свою армию, которой командовал Агрикола.

Под началом Агриколы находилась лучшая дружина, состоявшая из христиан-каппадокийцев и насчитывавшая 40 воинов. Эта дружина слыла непобедимой. В сражениях ее посылали на самые опасные участки, и она с честью выходила из любой схватки.

Все дружинники были христианами, что вызывало ярость Агриколы. Он повелел дружине отказаться от христианской веры и совершить языческий обряд жертвоприношения. Воины-христиане отвергли неправедный приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и поставили перед судом. Угроза жестокой расправы не поколебала твердости убеждений воинов-христиан. Тогда дружину заперли в темницу. Там воинов подвергли лютой пытке. Но никто из них не отрекся от Христовой веры. Дружинников раздетыми вывели из города Севастии (Армения), где это происходило, и погнали к расположенному неподалеку озеру. - Стояла холодная зима. Озеро было покрыто льдом, дул северный пронзительный ветер. Мучеников загнали на лед. И совершилось чудо: лед растаял под ногами, а вода нагрелась. Разъяренные стражники вывели мучеников на берег и всем им перебили колени. Такой пытки многие не вынесли и умерли. В полночь один из мучеников не выдержал и бросился к бане, но едва вошел в нее, как упал замертво. Под утро воин Аглай увидел над головой каждого мученика светлый венец и насчитал таких 39. Тогда, присоединяясь к мученикам, он сказал остальным стражникам: "И я - христианин".

И живых, и мертвых воинов-христиан повезли на площадь, где были разведены огромные костры. Всех воинов бросили в огонь. Останки их сгребли и высыпали в озеро.

Гибель воинов-христиан не остановила распространения христианства в римской армии. Вера, как известно, всегда сильнее смерти. Не случайно, еще находясь в темнице, воины усиленно молились. И услышали утешающий голос Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, то оживет", и "претерпевший до конца, тот спасен будет". „. Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть". Эта икона - великая святыня Приамурья. Название свое она получила от русской крепости Албазин. На этом образе изображена Божия Матерь. У верующих есть обычай молиться перед этим образом за матерей во время беременности и болезней рождения. Православные христиане чтут Албазинскую икону как Покровительницу.

Народный календарь

Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. Весеннее равноденствие. Вторая встреча весны (первая - на Сретение).

Приметы и наблюдения. По наблюдениям стариков, с этого дня начинаются утренники - утренние морозы - и продолжаются ровно сорок дней. Говорили: "На Сороки сорок утренников", "Сороки святые, сорок мучеников", "В день сорока великомучеников - сорок пичуг (птиц) прилетают", "На Руси сорок пичуг пробирается".

Сорок воинов погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал одной из почитаемых на Руси птиц. Его прилет встречали радостно, как вестника весны. Об этом свидетельствуют следующие приметы: "Чайка прилетела - скоро лед пойдет, зяблик - к стуже, жаворонок - к теплу". А если первые жаворонки появлялись точно в день Сорока мучеников, это сулило хороший урожай проса.

Поверья. В этот день не случайно говорили: "Во что Сороки, в то и Петровки". В этом выражении слово "сорок" привязывали к дню памяти 40 мучеников. На этот счет существовало множество поверий. Так, поселяне верили, что на Сорок мучеников прилетают из-за моря сорок птиц. На сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек.

Обычаи. В этот день миряне, возвратившись с утреннего молебна в церкви и позавтракав только что испеченными "жаворонками", обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам-родственникам, по всем усопшим родным и близким. А к вечеру мысли крестьянина вновь возвращались к теперь уже недалекому времени полевых работ. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих сельскохозяйственных делах. Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. Ее посевом начинались работы на огороде, ее уборкой они и заканчивались. И "зачин" в день Сорока мучеников обещал хороший урожай тыкв, которыми хозяйки-огородницы очень гордились, как картошкой, которой вместе с тыквой подкармливали домашнюю скотину.

В западных губерниях на день Сорока мучеников сельские девушки, приплясывая, переламывали сорок досочек и разрывали сорок небольших шнурков.

Пища. В каждой христианской семье в этот день пекли из теста жаворонки - сорок штук, по числу воинов-христиан. Жаворонками угощали не только родственников, но и тех, кто по каким-либо причинам сам не мог настряпать их. Искусно слепленные и испеченные сдобные и румяные, жаворонки, в старой России можно было купить в любой хлебной лавке или булочной-кондитерской.

Ребятня в этот день бегала по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывала их вверх с громкими криками: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите" и "Жаворонки прилетели, весна пришла. Затем испеченных птиц крошили и разбрасывали крошки для прилетевших птиц.

Люди угощались вкусными "пташками" и поминали воинов и родных.

Пекли и печения, украшенные всевозможными вычурами и даже позолотой. Нередко их продавали у входа в церковь или на посадском торгу.

В Малороссии в этот день приготовляли галушки из теста, бросали их в горячую воду. Готовые галушки хозяйки, шутя, рекомендовали съедать по сорока штук. Был у школьников обычай приносить своему учителю по сорок бубликов.

И у других зарубежных народов в этот день хозяйки старались приготовить пищу, так или иначе связанную с памятью 40 мучеников. Так, например, болгары пили в их честь сорок чаш вина и пекли каравайчики.

Суеверия. В числе 40 севастийских мучеников воспоминается один из них по имени Сисиний. У наших предков он пользовался глубоким уважением и известен был как целитель от лихорадки. В старину этого угодника изображали на иконах. На одной из икон, находившейся в старинной церкви Орловской губернии, изображена была скала, возвышающаяся над озером с черною водою. В озере купаются 12 дев совершенно нагих, причем желтого, синего и других цветов, с растрепанными волосами. На скале по одну сторону изображается мученик Сисиний, простерший правую руку на озеро, а по другую - Архистратиг Михаил, поражающий дев. Девы представляют собою образы болезней: лихорадка, трясавица и др.

Возникновение представления о Сисинии как целителе лихорадок пришло к нам из Болгарии, где память о нем празднуется в весеннее время, когда везде свирепствовали "трясавичные болезни" - лихорадки.

Именины. Аглай. Акакий. Александр. Афанасий. Валент. Валерий. Гай. Денис. Илья. Иван. Ираклий. Кандид. Кирилл. Клавдий. Леонтий. Николай. Севериан. Тарас.

Значимые даты