2 марта

 

Православный календарь

 
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Гермогена, патриарха Московского и Всея Руси, чудотворца (1612). Прп. Феодора Молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XII). Прав. Мариамны, сестры aп. Филиппа (I).
 
Священномученик Гермоген (Ермоген), патриарх Московский. Происходил из донских казаков. Народная любовь проявилась к Гермогену, когда он еще был приходским священником в Казани, а затем в сане архимандрита управлял Казанским Спасо-Преображенским монастырем. В 1579 г. будущий патриарх воспринял чудесно обретенную на месте пожара чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Он показал ее народу и перенес с I Крестным ходом в храм. Став в дальнейшем Казанским митрополитом, святитель Гермоген прилагал великое усердие к распространению и укреплению православия в этой окраине Руси.
 
Когда умер царь Борис и появился самозванец, иноверие на Руси уже предвкушало близкую победу. Лжедмитрий, прослышав о громадном авторитете Казанского митрополита, вызвал его в Москву и всячески склонял на свою сторону. Святитель Гермоген, прекрасно понимая опасность воцарения католичества на Руси, не побоялся всенародно в кремлевских стенах изобличить лжецаря в иезуитстве. За это он был заточен в один из отдаленных монастырей.
 
В раскаленной атмосфере политической борьбы о святителе Гермогене не забыли, его имя все чаще произносилось, все ярче сиял ореол апостольской твердости. После смерти самозванца и воцарения Василия Шуйского собор русских архипастырей избрал святителя Гермогена Патриархом Всея Руси. Заметим, что к этому времени ему уже шел семидесятый год.
 
В самые трудные годы святитель выступал против иностранных претендентов на русский престол. Когда польская партия взяла верх в русском обществе и выдвинула Владислава своим ставленником, святитель Гермоген поставил непременное условие - принять православие. Видя, что Сигизмунд желает занять русский престол, патриарх зимой 1610 г. в Успенском соборе запретил москвичам присягать польскому королю. Затем он стал открыто призывать всероссийскую паству к походу против угнетавших Россию недругов. Известны его знаменитые грамоты, посылаемые по этому поводу. Разъяренная толпа из числа московских изменников I ворвалась в патриарший двор. Разграбив и разорив его, ' изменники заточили престарелого святителя, "яко птицу в заклепе", грозили ему смертью. На все это Гермоген отвечал: "Боюсь Единаго, Живущаго в небесах. Вы мне сулите злую смерть, а я надеюсь через нее получить венец и давно желаю пострадать за правду".
 
В 1611 г., во второй его половине, смута охватила все российские пределы. Появились новые претенденты на российский престол, среди них - сын Марины Мнишек. В это тяжелое время люди молились об одном: чтобы пощадил Господь остаток рода христианского. Брожение в городах разрасталось. И вновь зазвучал из заточения голос Гермогена, который писал, обращаясь к нижегородцам: "Благословение архимандритам, и игумнам, и протопопам, и всему святому собору, и воеводам, и дьаконам, и дворянам, и детям боярским, и всему миру: от патриарха Гермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение, и разрешение. Да писати бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы митрополит писал в полки к боярам учительскую грамоту, да и казацкому войску, чтобы они стояли крепко в вере и боярам бы и атаманам говорили бесстрашно, чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринкиного сына не брали. Я не благословляю. И на Вологду ко всем властям пишите же, также бы писали в полки... чтобы уняли грабеж, корчму и разврат, и имели бы чистоту душевную и братство и промышляли бы, как реклись, души свои положите за Пречистыя дом и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили... А хотя буде постраждете, и вас в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно, а я должен за вас Бога молите".
 
Подобные грамоты, наполненные пламенным словом и личной твердостью, призывали русский народ встать на защиту поруганных святынь и освободить сердце России от врагов. Они читались по всей стране, звали людей на борьбу с завоевателями. Ни уговоры, ни заточение в темнице не сломили патриарха-мученика. Великий страстотерпец и печальник за землю Русскую угас от голода в глухом и сыром подземелье Чудова монастыря 17 февраля 1612 г. Общецерковное прославление его состоялось 12 мая 1913 г. Подвиг патриарха Гермогена чтится благородными россиянами наряду с деяниями Минина и Пожарского - спасителей Отечества.
 
Священномученик Гермоген чтится как просветитель татарского населения. По его почину в пределах Казанской епархии стало совершаться поминовение русских воинов, погибших во время покорения Казанского ханства. Для этого был установлен особый день первая суббота после дня Покрова Пресвятой Богородицы (первая суббота после 14 октября).
 
Священномученик Гермоген написал сказание о явлении чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
 

Народный календарь

 
Феодор. Маремьяна. Мариамна правоведная.
 
Феодору Тирону - великомученику иногда молились об отыскании украденных вещей и бежавших рабов (в Древнем Риме).
 
В этот день церковные службы идут, конечно, в честь видных деятелей христианства - великомученика Феодора Тирона и Патриарха всея Руси Гермогена. Вознося им молитвы и ставя свечки перед их образами, крестьянки вместе с тем не забывают помянуть и Маремьяну.
 
Мариамна. Марьяна праведная. Меремьяна: Марьяна-кикимора. В этом перечне имен ошибки нет, просто праведница Мариамна (Мериамна) превратилась в народном месяцеслове в Маремьяну-кикимору. Народ представлял этот персонаж собственной фантазии по-разному. У одних кикимора слыла в роли жены домового или лешего, у других - хозяйкой избы, этакой маленькой, сухонькой, уродливой и, конечно же, старой. А то еще представят кикимору девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами. Считалось, что нередко она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам.
 
Кикимора присутствовала, по убеждению селян, в каждом доме. Жила она либо в подполье, либо в бане. Надоедала кикимора своими зловредными проделками так, что ее поминали несколько раз в году. А нынешний день (по-старому 17 февраля) так и называли "Кикиморин день".
 
Разумеется, праведница Маремьяна к этой бесовской силе никакого отношения не имела. Крестьяне считали, что больше всего кикимора вредит крестьянкам, занимавшимся прядением, вязанием и ткачеством. Кикимора по ночам путала пряжу, разматывала клубки. Ткачихи в сердцах бранились: "От кикиморы не дождешься рубахи" (имелось в виду, что помощи она никогда не подаст). К числу добрых дел кикиморы относили ее плач по ночам в том случае, если дому угрожала какая-то нежданная беда.
 
Считалось, что защиту от проделок кикиморы можно получить, если обратиться с молитвой к праведнице Маремьяне. Только она могла воздействовать на проказливую кикимору и отвратить несчастье, предвиденное кикиморой.
 
Маремьяна была сестрой апостола Филиппа - одного из первых двенадцати учеников Иисуса Христа. Сопровождая брата, она проповедовала Христово учение во фригийском городе Иераполе (юго-запад нынешней Турции). Гонители христиан вместе с Филиппом заключили ее в темницу. После долгих пыток апостола Филиппа казнили, повесив на кресте, а Варфоломея и Маремьяну отпустили. Варфоломей ушел в Индию, а Маремьяна продолжала проповедническую деятельность в Лиаконии - соседней с Фригией провинции. Там она и скончалась. Христианская церковь чтит память Маремьяны, установив день ее поминовения.
 
Приметы и наблюдения. Этот день считается первым днем весны, вернее - ее рождения. Замечали, что "если с первых дней весна разгульна, незастенчива, то скорее всего - обманет, верить нечего". Говорили: "На Феодора серая ворона начинает строить гнездо", а "плотва начинает брать насадку с полводы". Заметили, что "первый раз в году видны кучевые облака". В этот день ожидали мороз.
 
Именины. Агнеса. Ермоген. Мариамна. Федор.

Значимые даты