19 марта

Православный календарь

Мчч. 42-х, во Амморее: Константина, Астия, Феофила, Феодора, Мелиесена, Каллиста, Васоя и других (ок. 845). Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361); Иова Анзерского (1720). Икон Божией Матери Ченстоховской, Шестоковской и "Благодатное Небо".

Преподобный Иов Анзерский. В миру он носил имя Иоанн, был священником приходской церкви и заявил себя усердным богомольцем. Жил строго, по-монашески. С молодых лет вел подвижнический образ жизни; всегда искал случая сделать ближнему добро: помогал нуждающимся, заботился об обиженных, подкреплял духовно добрым советом и наставлениями. Двери его дома были открыты для нищих и странников. Доходило до того, что Иоанн сам разыскивал нуждающихся. Мудрый и ласковый батюшка всех бедных и страждущих кормил, лечил, утешал.

Молва об о. Иоанне дошла до самого царя, и Петр I сделал его своим духовником. Несмотря на такое высокое расположение со стороны царя о. Иоанн продолжал служить бедным. Он посещал заключенных в тюрьмах и Словом Божиим благотворно действовал на преступи» ков. Он использовал свое положение при дворе для того, чтобы облегчить участь как можно большему числу несчастных.

Будучи царским духовником, о. Иоанн вызывал у придворных не только уважение, но и зависть. В 1701 г. в возрасте 66 лет он был ложно обвинен по доносу и сослан в Соловецкий монастырь, где был пострижен и наречен Иовом. Ссылка на далекие острова, лежащие в Белом море, служила своеобразным наказанием. Однако вместо наказания бывший царский духовник обрел здесь покой и умиротворение. Он давно уже не стремился к иночеству и, находясь в миру, вел по существу монашеский образ жизни: не выходил из дома, за исключением выходов в церковь. Даже милостыню нищим и убогим он раздавал через других людей. Очутившись на Соловках, инок Иов активно включился в послушническую деятельность. Все то, что он предпринимал, намного превосходило положенное послушание. Сообразуясь со своей доброй волей, инок Иов посещал больных, перевязывал им раны, исцелял немощных. Спустя год, благодаря святости своей жизни, он был поставлен игуменом Анзерского скита Святой Троицы, которым с честью управлял восемь лет, во всем подавая пример братии.

Вскоре раскаявшийся царь Петр узнал, что донос был ложным. Он захотел вернуть своего бывшего духовника с Соловков, но Иов отказался от этой чести.

В 1710 г. прп. Иов принял схиму с именем Иисус. И тут ему было явление во сне Матери Божией и преподобного Елеазара Анзерского. Она сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет стоять церковь Распятия Иисуса Христа и вырастет скит. Схимник Иисус, получив такое откровение и приняв этот чудесный сон за благословение Божие, в 1714 г. переселился на гору Голгофу. Там с помощью учеников он основал Голгофо-Распятский скит, где продолжал свой многотрудовой подвиг. В 1715 г. они выстроили церковь в честь Распятия Господня.

Жизнь прп. Иова была подлинно богоугодной. За это он был удостоен особенных откровений. Так, по его молитвам Пресвятая Богородица явилась ему в келии и назвала место на горе, где следует рыть колодец, который был так необходим для монастыря.

С именем преподобного связывают предание о предсказании Богородицы о том, что на Анзорском острове, на второй Голгофе, будут казнены многие православные христиане: архиереи, священники и миряне. Пророчество это исполнилось, когда при Советской власти в Соловецком концлагере Голгофский скит стал местом мучений и казней многих невинных людей.

До самой своей смерти (в ночь на воскресенье, 6 марта 1720 г.) преподобный Иов строил лично сам церковь (во имя Распятия Господня) вместе с учениками. При этом подвижник не отказывался от тяжелых послушаний: он рубил дрова, носил воду, месил тесто, занимался "рукоделием". Вырученные от этих дел деньги шли в монастырскую казну, а также на нужды нищих и убогих.

В предсмертные минуты келия преподобного озарилась необыкновенным светом. В ней разлилось благоухание и послышалось пение божественных псалмов.

Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою в Иерусалиме (см. 13 и 14 сентября ст.ст.).

Икона Божией Матери, именуемая "Благодатное небо", находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Известно, что этот образ находился ранее в Смоленске и перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425). Некоторые этот образ Богоматери называют "Что Тя наречем". Празднование совершается в Неделю Всех святых.

Икона Божией Матери Ченстоховская. Такое название она получила по месту своего пребывания (близ города Ченстохова, на Ясной горе). По преданию, эту икону написал св. евангелист Лука, в Иерусалиме, Сионской горнице, в которой Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне своих крестных страданий и смерти и в которой сошел Дух Святый на апостолов.

В 326 г. из Константинополя прибыла в Иерусалим св. царица Елена для поклонения святым местам. Там она обрела животворящий Крест Христов и там же получила в дар от верующих упомянутую икону Пресвятой Девы. Она привезла ее в Константинополь, где икона хранилась около пяти веков. Чудотворный образ был принесен основателем города Львова Галицко-Волынским князем Львом Даниловичем. От Ченстоховской иконы совершилось много чудес, сохраняющих несокрушимую веру католиков и православных в благодатную помощь Божией Матери. С нее сделаны списки-копии, один из которых находится в Казанском соборе в Петербурге.

Народный календарь

День Калиста.

Приметы и наблюдения. Прилет белого аиста.

Именины. Аркадий. Ерофий. Константин. Федор.

Значимые даты