17 марта

Православный календарь

Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василька) Ростовского (1238). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Мчч. Павла и Иулиании (ок.273). Прп. Иакова постника (VI). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.

Благоверный князь Даниил Московский. Святой сын святого отца - так народ окрестил младшего сына св. благоверного князя Александра Невского - Даниила Московского. Так же, как и его отец, он положил душу свою за друзей своих, чем приобрел себе вечную благодарность людей и милость от Бога.

До наших дней дошли лишь краткие и отрывочные сведения об этом удивительном человеке. Известно, что путь этого князя-труженика, собирателя земли Русской, мудрого политика, сочетавшего в себе черты смелого военачальника и усердного миротворца, был истинно христианским.

Родился св. Даниил в 1261 г., а через год его отец умирает на обратном пути из Золотой Орды. Летописи впервые упоминают о Данииле как о Московском князе в 1283 г. Именно с этого времени начинается его активная внешнеполитическая деятельность, завершившаяся значительным расширением княжества и его утверждения как центра всех русских земель. При Данииле расширяются Кремль, посад, расцветает торговля, развиваются ремесла. Основывается первый в Москве монастырь - Данилов, названный им так в честь небесного покровителя своего преподобного Даниила Столпника.

Господь даровал святому Даниилу Московскому скорую, безболезненную, но и раннюю кончину: преставился князь 4 марта 1303 г. на сорок втором году жизни. Накануне он был в Переславле, но, почувствовав себя плохо, поспешил в Москву, где принял схиму от рук настоятеля Данилова монастыря архимандрита Иоанна. Находясь в полной ясности ума и сознавая всю меру жизни, отпущенную ему Богом, князь Даниил искупил этим высшим покаянием грехи вольные и невольные и, наконец, отрешился от земных забот, чтобы приобщиться к вожделенному воинству Христову.

Отпевание Даниила совершил епископ Варлаам Крутицкий, проживавший в то время в Москве. Вся Москва оплакивала великого князя - своего отца, истинного подвижника.

Жизнь великого князя была жертвенно отдана Москве, благополучию народа. Святой Даниил твердо верил, что власть над Москвой поручена ему Богом, избравшим князя орудием Своего Промысла. Его продолжи: тельное правление в Московском княжестве стало отрадой народу, истомившемуся под чужеземным игом.

Преподобный князь Даниил стал образцом умиротворения, стяжания мира Божьего в своей душе. Так, расширяя свой удел, князь Даниил ни разу не пошел против совести. Когда его племянник, бездетный князь Переяславский, лежал на смертном одре (1302) и шла брань за разделение его земель, умирающий все завещал любимому дяде. Даровал Господь князю Даниилу и победу над хулителем Христа - агарянами. Повод поднять рать дал Рязанский князь Константин Романович, который призвал татар на защиту своих интересов. Бусурмане грабили православных. Князь Даниил прекратил разбой и даже взял в плен кн. Константина (1302), но содержал "в чести" и желал укрепиться с ним крестным целованием и "отпустить на Рязань".

Святой Даниил был чрезвычайно скромен. Он противился прославлению своего имени. Видимо поэтому до наших дней дошло так мало сведений о великом князе, сохранившихся в летописях. Почти ничего неизвестно о его жене, подарившей Отечеству пятерых детей, в том числе и Иоанна - будущего Калиту.

При царе Иване Грозном случилось то, чего последний никак не ожидал. Молодому боярскому сыну, состоявшему в великокняжеской страже, было явление. Св. Даниил повелел юноше передать великому князю следующие слова: "Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит". Царь, испугавшись, стал регулярно поминать не только князя Даниила, но и других своих предков.

В литературе описан и другой случай. Однажды князь Иван Шуйский, садясь на коня, не внял предупреждению и наступил на надгробную плиту св. Даниила. Внезапно конь упал и чуть не задавил Шуйского. Князь принес покаяние, отслужил панихиду по святому Даниилу Московскому и получил исцеление.

Память св. Даниила стала почитаться при Иване Грозном местно в г. Коломна после чудесного исцеления купеческого сына из этого города, что также было связано с именем князя.

Преподобный Герасим Вологодский. Он был постриженником (от слова "постриг", т.е. посвящение в монахи либо в духовное звание; по обряду выстригают немного волос) Киевской Гнилецкой Успенской обители. В поисках уединения преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. Своими руками он построил хижину, в которой и поселился. Вскоре вокруг нее стала строиться монастырская обитель. Это был первый на Севере Руси монастырь, посвященный Святой Троице. Преподобный Герасим предсказал, что на месте небольшого посада, раскинувшегося вокруг монастыря, возникнет со временем великий и славный город. Так оно и случилось. Вологда впервые в летописях стала упоминаться в 1147 г.

В истории русского православного христианства преподобный Герасим оставил заметный след. Он был не только первым из киевлян, кто добрался до "великих лесов" тогдашней новгородской земли "еще до зачала града Вологды" и в августе 1147 г. заложившего на месте будущего города церковь. Преподобный Герасим вел большую просветительскую деятельность среди местных лесных жителей. Летописи подтверждают, что он умел "слепые разрешати", т.е. успешно врачевал всякие глазные хвори.

Умер прп. Герасим в своем монастыре 4 марта 1178 г., в тот же самый день, в который он, будучи отроком, принял пострижение в монахи.

Народный календарь

Герасим-грачевник.

Проталины. В этот день обычно прилетают первые » грачи из теплых стран. Их появление во всех краях нашей земли считается знамением весны. Может быть, поэтому и назвали преподобного Герасима Вологодского "грачевником".

Приметы и наблюдения. Связывая появление грачей с именем святого Герасима, говорили: "Герасим грачей пригнал", "Грач на горе - весна на дворе". Радовались, если грачи летели прямо на старые гнезда: "Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная". Такая примета предвещала дружную весну и указывала срок главного дела: "Если грачи в гнезда сели, через три педели можно начинать сев ранних хлебов". И еще примечали: "Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет", "Грач зиму расклевал", "Увидел грача - весну встречай".

Грачей рассматривали как первых хлопотливых спутников и помощников при весенней пахоте. Крестьянин, шагавший за сохой или плугом, с удовлетворением отмечал грачиное нашествие. "Коли грач на нос садится", т.е. "тучно" кормится на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За полезную работу, за "обережение" будущих посевов и почитали крестьяне это пернатое племя.

Поверья. Считалось, что в день Герасима-грачевника в связи с прилетом грачей начинают исчезать нечистые и злые силы, окружавшие людей в течение долгой зимы. К этим силам относились: домовые, шишиги, кикиморы. Крестьяне еще кое-как могли мириться с присутствием "домового": к нему можно было приладиться и ужиться с ним. А вот кикимора доставляла лишь одни неприятности. То она стучала вьюшкой в печной трубе, то ни с того ни с сего кидалась луковицей из подполья, то за ночь спутывала пряжу, которую хозяйка не успела днем смотать в клубок, а то, бывало, сбрасывала с полки глиняный горшок.

Селяне верили, что в кикимор превращались некрещеные люди или те дочери, которых в младенчестве прокляли матери, после чего их уносило к чертям. За это самое невидимые кикиморы и досаждали, особенно недобрым хозяйкам и скупым хозяевам.

Существовало убеждение, что спастись от присутствия проказливых кикимор можно с помощью верблюжьей шерсти с заговором: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горнична дома прочь!" Но в иных избах кикиморы никаким средствам воздействия не поддавались. Тогда оставалась одна надежда: Герасим-грачевник приводил грачей, а от них кикимора сама убегала и скрывалась все лето невесть где. А зимой опять объявлялась в доме. И опять крестьянам приходилось терпеть кикиморины проказы до Герасима-грачевника, до прилета грачей - добрых вестников светлой весны, наполненной вдохновенным трудом и веселыми праздниками. "Кто на Грачевник в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть ".

Обычаи. В день Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Поселяне были уверены, что на Грачевники кикиморы исчезнут благодаря этим "хлебам-грачам".

Именины. Василий. Вячеслав. Герасим, Григорий, Данила, Павел, Ульяна, Яков. 

Значимые даты