16 марта

Православный календарь

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок.308). Прн. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Евтропий и Клеоник были братьями, а Василиск - племянником вмч. Феодора Тирона (память 17 февраля). Все трое были друзьями. Когда произошла кончина св. Феодора, все трое оказались в заключении - в Амасийской темнице. Здесь они вели жизнь проповедников учения Христа, в результате чего многих язычников обратили в истинную веру.

После бесславной гибели Публия, правителя Амасии Понтийской, истязавшего со своими сатрапами Феодора Тирона, новым правителем стал Асклипиодот. По жестокости нравов он не уступал своему предшественнику. Узнав, что друзья Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к нему. Но и перед новым правителем все трое твердо исповедовали веру во Христа. За это они были преданы жесточайшему избиению. Во время пыток св. Евтропий громко молился Спасителю: "Дай, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического и приди на помощь к нам, как и к рабу Твоему Феодору пришел". И молитва эта была услышана. Страдальцы увидели Господа с сонмом ангелов и предстоящим Ему Феодором Тироном, который ободрил их: "Вот на помощь вашу Спаситель пришел, чтобы вы известны стали в вечной жизни".

Поблизости от мучеников стояли воины, которые тоже узрели Спасителя. Они так испугались содеянного, что тут же стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел приостановить суд. Он пригласил Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, оставаясь в душе христианином. Но св. Евтропий отверг это предложение.

Тем не менее на следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы склонить их к участию в ритуальном жертвоприношении. Св. Евтропий стал просить Спасителя: "Господи, будь с нами и все языческое беснование истреби. Подай милость, чтобы на этом месте христиане приносили Тебе, Истинному Богу, бескровные жертвы". Едва прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, рушились стены храма, и изображение богини Артемиды разрушилось. В то же время явственно прозвучали слова свыше, что молитва мучеников услышана и впоследствии на этом месте будет воздвигнут христианский храм.

Правитель Асклипиодот велел после землетрясения врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать их кипящей смолой. Святые не оставили молитву, а Евтропий обратился к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" И смола стала обжигать тех, кто ее лил, а с мучеников стекала, "как по мрамору". Но одержимый неистовством, Асклипиодот приказал усилить пытки. Тела святых терзали железными крючьями, их раны поливали уксусом и посыпали солью. С удивительной твердостью переносили они и эти муки.

В ночь перед казнью мученики непрестанно молились. И снова Господь явился им и укрепил в вере.

Ранним утром 3 марта Евтропий и Клеоник были распяты на кресте, в то время как Василиск продолжал томиться в тюрьме. Стражи, пораженные его мужеством, позволили Василиску отлучиться в родное село для прощания с матерью и братьями. Правителю донесли об этом, и он велел Василиску прибыть на казнь в сапогах, подбитых изнутри гвоздями.

22 мая в г. Команы (Абхазия) он был обезглавлен. Тело Василиска бросили в реку. Местные христиане нашли честные останки и похоронили их на вспаханном поле. На месте страданий св. Василиска и поныне течет источник, который славится своими целительными свойствами. Позже в Команах была воздвигнута церковь во имя святого.

В сентябре 407 г. сюда привела после долгого и изнурительного пути судьба сосланного в г. Титиус (ныне Пицунда) святителя Иоанна Златоуста. В Команах силы оставили его. Здесь он был утешен явлением сщмч. Василиска (на его могиле), который сказал: "Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе". На следующий день, 14 сентября, Иоанн Златоуст, причастившись Святых Тайн, преставился ко Господу.

Память святого Василиска совершается также 22 мая ст.ст.

Волоколамская икона Божией Матери. Эта икона - список (т.е. копия) с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Она были привезена из Звенигорода в Успенский монастырь прп. Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г. на второй неделе Великого поста. Ее торжественно встречал игумен Леонид (1563-1566, 1568-1563) со всей монастырской братией. Отличительная особенность Волоколамской иконы Божией Матери - изображение на полях святителей Киприана (справа) и Терентия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву при митрополите Геронтии в 1480 г. Владимирская святыня окончательно стала Московской. В 1588 г. Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа по ст.ст.). В конце XVII в., когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 г. эта икона отмечена как чудотворная.

Именины. Василиск. Зинон.

Значимые даты