6 мая

Православный календарь

Вмч. Георгия Победоносца (303); мц. царицы Александры (303 или 313); мчч. Анатолия и Протолеона (303).

Святой великомученик Георгий Победоносец. Он был родом из города Каппадокия, расположенного в одной из областей Малой Азии. Ребенок рано остался без отца, пострадавшего за Христа. Его мать, владевшая имением в Палестине, переселилась на родину и стала воспитывать сына в строгом благочестии.

Став юношей, Георгий поступил на службу в римское войско. Старательный юноша был замечен императором Диоклетианом и повышен в чине.

Вскоре началось гонение на христиан. Георгий, не раздумывая, стал раздавать имущество гонимым. Более того, он явился в Сенат, объявил себя рабом Христа и призвал всех признать истинного Бога.

Император воспринял случившееся как гром среди ясного неба. Он распорядился схватить юношу и пытать его самими изощренными способами до тех пор, пока он не откажется от веры. Однако чем больше терзали палачи мученика, тем больше сила Божия сохраняла его невредимым, являя дивные знамения. (Многие язычники, видя страдания Георгия, просветились светом Христовой веры.) Наконец, ничего не добившись, ему отсекли голову.

Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с каким он победил все страдания. Он к тому же имеет благодать от Бога покровительствовать христолюбивым воинам. Самым прославленным чудом его стало избавление языческой принцессы от змия. В озере близ города Вирита поселился огромный ядовитый змей. Жители не могли победить его, и в жертву чудовищу приходилось отдавать своих детей. Настал черед принцессы. Горько плакала девушка, ожидая страшной смерти, как вдруг ей явился воин на белом коне. "Зачем стоишь здесь, кого ожидаешь?" - спросил ее св. Георгий. Девушка обо всем поведала, и, когда чудовище выплыло из воды, св. Георгий пронзил его гортань копьем и прижал к земле, а конь попрал его ногами. Потом он велел принцессе связать чудовище поясом и вести в город.

Жители города испугались и хотели уже было прятаться, но святой сказал им: "Не бойтесь ничего, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Он послал меня избавить вас от змия". Змий был обезглавлен и сожжен за городом.

Подвиги св. Георгия заставили царя и весь народ уверовать во Христа и принять Святое Крещение.

Не только эта, но и множество других легенд существует о Георгии Победоносце. Так, в одном апокрифическом (непризнанном церковью) "Житии" рассказывается о том, что персидский царь Даднал в течение 7 лет подвергал Георгия страшным мучениям, требуя его отречения от христианской веры. Георгий трижды умирал и трижды воскресал.

В другом сказании Егория Храброго считали устроителем земли Русской. Утверждалось, что он был сыном премудрой Софии и братом трех ее дочерей. Приняв благословение от св. Софии, Георгий молвил: "Пойду-ка я по всей земле русской утверждать веру христианскую".

Святой великомученик Георгий Победоносец - небесный покровитель Российской столицы и русского воинства. Со времен Ярослава изображение св. Георгия встречается на княжеских печатях и монетах. В царствование Федора Иоанновича монету с изображением св. Георгия давали за храбрость воинам для ношения на шапке или рукаве.

Орденом св. Георгия награждались выдающиеся военачальники, а знак отличия ордена "Георгиевский крест" стал символом солдатской доблести. Со времен христианской Руси св. Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, по крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм св. Георгия в Киеве.

Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, он же строитель Юрьева-Польского. Со времени княжения великого князя Дмитрия Донского Георгий выступает как покровитель Москвы. Его изображение становится гербом князей Московских, а позже входит в качестве элемента русского государственного герба - Российского орла. В 1856 г. учреждается герб Московской губернии также с образом Георгия I Победоносца. И в настоящее время его образ использован при начертании герба Москвы.

Изображение Георгия Победоносца было вырезано на первой русской государственной печати царя Ивана III.

Св. Георгия почитают во многих странах. Имя его меняется в соответствии с национальными особенностями: в Англии - Джорут, во Франции - Жорж, у чехов - Иржи, а у русских - Егорий или Юрий.

Святая мученица царица Александра. Была женой правителя Римской империи, нечестивого императора Диоклетиана (284-305) - ревностного идолопоклонника и жестокого гонителя христиан. Во времена его правления темницы были переполнены исповедниками истинного Бога. Так, всем видам изощренных пыток был подвергнут св. Георгий Победоносец, который во время совещания язычников об истреблении христиан открыто исповедовал Христа. Господь не оставил мученика в его страданиях, являя в его человеческой немощи Свою Божественную силу. Когда сам Ангел Господень избавил угодника Божия от смертельной пытки и исцелил его страшные раны, язычнице царице Александре вдруг открылась истина: она познала Христа как Господа и Бога и возгорелась желанием тотчас объявить во всем свое исповедание, ибо, как сказано в Священном Писании, "зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф. 5, 15).

Когда св. воин Георгий именем Господа Иисуса Христа разрушил капище с идолами и был вновь подвергнут испытаниям, царица Александра не смогла более скрывать своей веры в Господа и, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред разъяренным супругом объявила о своем исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить ее вместе со св. Георгием. В мученических актах св. Георгия Победоносца есть сведения о том, что св. царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь, однако кончина ее оказалась мнимой: Господь чудесным образом избавил Александру от смерти, чтобы она еще послужила ему вместе с дочерью - св. мученицей Валерией. Император Максимиан, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь после его смерти, в 313 г., они прибыли в Никодимшо, надеясь на милость. Но император Ликиния не пощадил их: они были обезглавлены, а тела их брошены в море.

Так завершилась земная жинь св. царицы Александры, удостоенной от Господа венца мученичества.

Народный календарь

Егорий. Юрий.

Традиции и поговорки. День св. Георгия традиционно отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Поэтому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Поскольку наш современный календарь "сдвинут" вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля.

Само имя святого "Георгий" означает "земледелец", и таковым он почитается как покровитель землепашества и скотоводства. Его заступничество было одинаково близко как князю, так и простому земледельцу, назвавшему Егория Храбрым.

День Егория - пастуший праздник. В этот день (23 апреля ст. ст.) впервые выгоняли скотину на летний выпас, потому что "На Егория из-под спуда зелену траву выгоняет". Скот же выгоняли вербою, сбереженною от Вербного воскресенья. Верба, по народному поверью, оберегала скотину от всяческих напастей. Кроме того, она считалась символом силы, роста и здоровья. Слегка ударяя скот, приговаривали: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растет, так и ты расти!" В поле стадо сгоняли и Егория окликали: "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого". Пастухи говорили: "Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь".

Выгоняли скот на Юрьеву росу, приговаривая: "Будь здоров, как Юрьева роса", "Юрьева роса от семи недугов", "На Юрия роса - не надо коням овса", "Гони животину на Юрьеву росу", "На Юрия дождь - скоту мягкий год".

В этот день перед выгоном скота на зазеленевшие луга всем миром чествовали пастухов. Кормили их мирской яичницей, одаривали одеждой и разными предметами повседневного обихода, наделяли холстом и деньгами. При этом окатывали пастуха водой, "чтобы все лето не дремал". А накануне в селах и деревнях по дворам ватагами ходили подростки с барабанами, бубнами, трещотками и "скликали" Егория, колядовали или "славили", просили святого присматривать все лето за крестьянской скотиной: "В поле и за полем, в лесу и за лесом". Хозяйки угощали молодых людей яйцами, пирогами, одаривали деньгами.

На всех иконах Георгий Победоносец изображен вооруженным всадником на белом коне. Егорий и его конь неотделимы и в народных поверьях. Егорий считается первым покровителем лошадей, основной тягловой силы крестьян, на которых и держалось благополучие каждого сельского двора.

В день Егория лошадей чистили, купали, кропили "святой водой", сбереженной с Крещения, и в первый день выезда в борозду кормили остатками "крестов", напеченных в крестопоклонную неделю Великого поста.

Считалось, что под седлом у Егория Победоносца без всякого сомнения был добрый, умный и сильный конь. Поэтому и хотелось каждому хозяину иметь коня такой же стати - об этом и молили Егория.

Приметы и наблюдения. С Егория повсеместно развертывались полевые работы. Непременного радения в этот день требовали и поговорки: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле".

Примечали: "Ясное утро на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев", "На Егория дождь - скоту легкий год", "На Егория роса - будут добрые проса". Если в этот день случались холода или даже шел снег, не огорчались, а, наоборот, радовались: "На Юрьева снег крупой - урожай на гречу", "На Егория мороз - будет просо и овес", "На Егория мороз - под кустом овес", "Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь ", "Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку".

Прилет ласточек. Вылетают шмели.

Поверья. В этот день народ валялся и катался по нивам, по росе. Говорили: "Юрьева роса от сглаза, от семи недугов" или "Будь здоров, как Юрьева роса". Однако считали, что ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари. Считали: "Здоровье дороже богатства ".

На Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Считали: "Что у волка в зубах, то Егорий дал" и что "Все звери, вся живая тварь у Егория под рукой ", "Волк - Юрьева собака ", "Без Юрьева наказу и серый сыт не будет " "На то Егорий вожу зубы дал, чтобы кормился " "На Руси два Егория: один холодный (9 декабря), а другой голодный (6 мая), а везде Божья благодать".

Ориентиры. С Юрьева дня начинаются сельские гулянья, водят хороводы, поют песни.

Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: "А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день".

Именины. Александра. Анатолий. Георгий. Егор. Юрий.

Значимые даты