Цикл луны в славянской системе упорядочения времени.

 

Всестороннее осмысление наиболее общих законов построения народного календаря показывает, что древняя система структурирования времени основывалась не только на движении Солнца по зодиакальному кругу. Огромное влияние на нее оказывало и другое небесное светило — Луна. Так же, как и в движении Солнца, в полном обращении Луны было 4 фазы, однако их продолжительность была значительно короче и составляла примерно 7—8 дней. Соотношение жизни человека с ритмом видимых изменений Луны привело к возникновению еще двух единиц измерения времени, получивших название месяц и неделя.
 
Т.И.Шамякина имела все основания заметить:
«Можно без преувеличения сказать, что это — одно из самых гениальных открытий в истории человечества: соединение двух главных сил, от которых зависит человеческая жизнь на Земле. Соединяя счет времени по Солнцу (круг тепла и холода) и счет по Луне, которому подчинены не только приливы-отливы в океане, но и влажность в почве, дожди и снег, движение жизненных сил в живых существах...».
 
Исследователь славянской ведической традиции А.И.Асов отмечает, что наше ночное светило непосредственно связано с древними богами и духами предков. «Уже то, что оно носит два имени: и мужское — Месяц, и женское Луна, — говорит о совмещении в этом образе многих духовных сущностей. И мужских, и женских; и темных, и светлых — а значит, и явских, и навских». Далее исследователь указывает на то, что богом самого ночного светила является Месяц. Одновременно он — противник Солнца. С помощью Китовраса Месяц украл жену Солнца Зарю-Зареницу. Согласно ведическому мифу, бог Огня Семаргл разрубил Месяц, после чего стал стражем Луны. Следами этого сражения объясняется наличие фаз у Луны.
 
Образ Месяца-Луны широко представлен в белорусском и русском фольклоре, особенно в песенной обрядовой лирике. Одним из самых распространенных образов свадебной поэзии является Солнце, которое символизирует молодого, и «месячык» — как воплощение красоты невесты. Вот лишь некоторые примеры:
 
Маладзенькi малойчык,
     Што у цябе на куце ззяе?
     Цi не месяц узыйшоу?
Дзевачкi, мае сястрыцы,
Ды у мяне на куце ззяе
Дзевачка маладая
 
Ды не знаць месяца ды за звяздамi,
Толькi знаць месячык па зараначцы,
Ды не знаць Ганначкi за дзевачкамi,
Толькi знаць Ганначку па галовачцы. 
На яе галоуцы, як жарок гарыць,
Нa усю дружыну, як мачок цвiцiць.
 
На свадебных караваях Брестского и Гомельского Полесья символом жениха и невесты являются две «шышачкi» — обмазанные тестом веточки груши. Одна из них — «двайчатка» — была опоясана косой-полумесяцем и символизировала невесту, другая — «трайчатка» — жениха. Ее опоясывали косой-солнцем. Точно такую же форму имели и сами караваи. В доме у молодого выпекали каравай-солнце (полный круг), в доме молодой — каравай-полумесяц.
 
В огромном корпусе народных загадок имеется целый раздел, посвященный небесным светилам. И здесь чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда Солнце и Луна фигурируют только в паре: «Што гэта за вочы: адно свецiць удзень, а другое — уночы», «Сястра да брата у госцi iдзе, а брат ад яе хаваецца». Интересной особенностью загадок является то обстоятельство, что этот жанр больше всего внимания уделяет «маладзiковай» фазе Луны: «3 высокай дарогi глядзiць бычок крутарогi», «Iшоу маладзён нi дарогай, нi пуцём, а памыуся нi вадою, нi расою, а уцёрся нi тканым, нi правым".
 
Очевидно, как наиболее продуцирующая фаза «маладзiк представлен в самом древнем жанре народной поэзии — заговорах, но об этом речь пойдет позже.

Значимые даты