Традиционное представление о сутках как о единице измерения времени

Брат сястру даганяе, а сястра ад брата уцякае.
(Дзень i ноч)

День интересен для нас не только системной включенностью в глобальные космопланетарные отношения, но и с точки зрения своей внутренней структуры. Сутки далеко неоднородны во всем своем продолжении. В настоящее время существует несколько вариантов представлений о начале суток, об их структуре, составляющих компонентах. Например, одно понимание суток заложено в фразеологизме «день и ночь — сутки прочь». В этом случае мы имеем дело не с проблемой приоритетности некоего момента, а с природной уравновешенностью двух составляющих, образующих единое целое. Фольклорные произведения и обрядовая практика восточных славян свидетельствуют о том, что начало суток может быть приурочено и к полночи, и ко времени, пограничному с рассветом. С одной стороны, обряды, связанные с зимним и летним солнцеворотами, начинаются ровно в полночь.

С другой стороны, в сказочном эпосе широко представлен мотив, который условно можно назвать «до третьих петухов».

Восход солнца

В традиционном мировоззрении восточных славян время восхода солнца считается едва ли не самым сакрализованным в структуре суток. В основе такого отношения лежит фундаментальный принцип особого, знакового почитания момента начала как отправной, исходной точки отсчета древнего мифологического времени, знаменующего собой начало творения мира. Оно было эталоном времени, тем абсолютным временем, которое отличалось трансформацией природного хаоса в культурно-историческую гармонию, для которой было характерно состояние покоя, уравновешенности, соотносительности и соразмерности.

Вектор христианского понимания времени с каждым годом уносит нас все дальше и дальше от акта первотворения. Понятно, что бесконечное продолжение этого вектора невозможно по той простой причине, что жизнь человека выглядит на его фоне величиной, совершенно не соотносимой с двухтысячелетней историей учения Христа, поэтому и был вызван к жизни фактор нового прихода Мессии.

В традиционном мировоззрении восприятие и понимание времени более опредмечены, потому что ограничены двумя соотносимыми с жизнью человека периодами — годом и особенно границами суток, которые соответствуют периоду движения солнца по небосводу — от восхода до заката. Из этого следует, что ежедневный восход солнца и есть тот самый акт первотворения с его идеальной первозданностью. Именно это обстоятельство и наиважнейшее условие делают момент зарождения нового дня (не суток!) наиболее приемлемым для выполнения всевозможных обрядовых действий лечебно-профилактической направленности, а также выполнения ритуалов из области магической практики. Очевидно, в этом случае необходимо отметить и таких два немаловажных фактора, как физическое и духовное состояние пациента и целителя. С одной стороны, больной приходил отдохнувшим за ночь, он не успевал еще впитать в себя энергетику боли, тревоги, переживаний, с другой — целитель, восстановивший за ночь свои силы, еще не вступал в контакт с людьми, которым необходимо помочь, не успел притянуть к себе их отрицательную энергию, поэтому был способен максимально эффективно воздействовать на больного человека.

В практике народных целителей и обрядовой практике календарных празднований восход солнца является ключевым моментом.

По многочисленным свидетельствам информаторов, от которых в разное время (вторая половина XIX—XX вв.) записывались заговоры, целительные сеансы с больными следует проводить либо дважды (восход — закат), либо три раза в день (утром, в полдень и вечером). Так, в томе «Замовы» приводятся следующие условия, которых необходимо придерживаться в лечебной практике: «Вада павiнна быць свежая, узятая у чысты посуд з paкi па цячэнню, а з калодзежа — адным разам. Пасля замовы у другi посуд улiць 21 лыжку вады, даваць яе хвораму пiць i мачыць груда сем дзён на зары ранiшняй i вячэрняй. При лечении куриной слепоты следует поступить следующим образом: «Перад усходам, па захадзе сонца i зноу назаутра перад самым усходам узлазiць на вароты i гучна тройчы за кожным разам заспяваць: «Кукарэку, заспяваю, хто пачуе, то таму. При лечении от испуга «замоуленую ваду даваць пiць i ёю абмываць твар i груда тры разы перад усходам i Заходам сонейка».

Н.И. Степанова советует использовать время рассвета для лечения многих болезней, например для лечения мастита.

По представлениям народных целителей, исключительно положительным эффектом воздействия обладает не только момент восхода солнца, но и некоторый промежуток времени, предшествующий ему, а также следующий за ним. Н.И. Степанова утверждает, что рожистое воспаление необходимо лечить за два часа до восхода солнца. Для магических действий лучше всего использовать воду, которую взяли в колодце в крещенскую ночь с 4.до б часов утра.

Ритуальная «чистота» момента восхода солнца в совокупности с условным отсутствием обыденных напластований делает его самым благоприятным и привлекательным не только для ритуально-магических действий, но и в обыденно-повседневном контексте.

В то же время восход был той точкой отсчета времени, которая как будто гарантировала успех задуманного или начатого дела. На утренней заре спешили в поле, чтобы первым начать сев озимых культур, тем самым надеясь привлечь спорину (плодородие земли) прежде всего к своему полю.

Чтобы был хороший урожай овощей, особенно капусты и огурцов,, один раз в год следовало выполнить необычное ритуальное действие.

7 июля, на Купалье, перед восходом солнца женщины распускали волосы и, оставаясь в ночной сорочке, трижды обегали свои гряды. Затем садились на середине и заплетали волосы вокруг головы, покрывая их косынкой.

Своеобразный обычай связан с днем Св. Георгия. Накануне праздника хозяйки пекли каравай, заворачивали его в скатерть и отдавали хозяину. Он клал его в небольшой березовый короб и оставлял там на ночь. На следующий день, поднявшись как можно раньше, он брал каравай и шел в поле, туда, где растет рожь. Хозяин вынимал каравай, ставил его на землю и сравнивал высоту хлеба и высоту жита. Если каравай оказывался ниже растений, то это служило предсказанием хорошего урожая.

В конце XIX в. среди белорусов бытовало поверье, которое свидетельствовало, что в день святого Яна, перед восходом солнца, в муравейнике можно найти кусочек масла, по форме и объему напоминающее гусиное яйцо. Но искать его нужно было обязательно на рассвете до появления первого луча солнца, потому что от него оно тут же растает. Масло покрыто тонкой, но очень прочной оболочкой оранжевого цвета, имеет сильный запах целебных трав и лесных цветов, служит великолепным средством от всех болезней. Говорят, однако, что найти его может только безгрешный человек с ангельской душой.

Особым ритуальным статусом наделен восход солнца или время в непосредственной близости от него (на утренней заре) в дни больших народных или христианских праздников. Исключительно целебными свойствами обладает вода или роса весенне-летнего цикла празднований.

  •  Так, существует поверье, что наибольший оздоровительный эффект имеет «нетронутая» вода, взятая в Чистый четверг перед самым восходом солнца («пока ворон воронят не покупал»). Поэтому людям, у кого есть проблемы с кожей, необходимо покупаться в естественном источнике именно на восходе солнца или за час до него.
  •  Н.А. Фролова свидетельствует, что в чистый четверг можно избавиться от самых тяжелых недугов, если трижды окунуться в воду до утренней зари, обязательно без свидетелей и при этом произнести:
  • Чистый четверг, очисти мое тело от болезни, а ты, быстрая речка, унеси мою болезнь в синее море.
  •  Если в течение года несколько раз покупаться в реке на рассвете, то тем самым можно предостеречь себя на весь год от всяческих болезней.

Не менее популярной в жизни народа является и утренняя заря Юрьева дня. По народным представлениям, 6 мая святой Юрий (Георгий) отмыкает золотыми ключами землю и выпускает росу. Опять-таки в соответствии с отношением к началу, как чему-то определяющему, первая роса в новом году считалась целебной, способной исцелять тяжелейшие недуги.

Лучше всего было взять новое льняное полотенце, на утренней заре поводить им по росной траве так, чтобы оно хорошо увлажнилось, а затем раздеться и этим полотенцем протереть все тело, и особенно места, пораженные болезнью.

Нам рассказали о таком необычном факте. У молодой семьи были серьезные проблемы с зачатием ребенка. По совету знающих людей муж и жена решили воспользоваться исцеляющими свойствами Юрьевой росы. Молодой человек исполнил этот ритуал 6 мая, а через месяц случайно или неслучайно оказался на том самом месте. Он был удивлен тем, что увидел. Вокруг трава стояла почти до пояса, а в тех местах, где он поводил полотенцем и на котором обтирался, она осталась на том же уровне, на котором была в праздничный день месяц назад. Что могло произойти с травой и каким образом можно объяснить это необычное явление? Очевидно, полотенце аккумулировало энергетику земли и растений, а также солнечную энергию, сконцентрированную в капельках росы, и потом стало своеобразным проводником двойной направленности — оно передало положительное начало человеку, одновременно забрав у него и переадресовав земле отрицательный заряд, ставший основой и причиной заболевания. Конечно же, этот факт требует более основательного изучения и неоднократной проверки.

Особый интерес вызывает энергетическое состояние земли в этом месте на протяжении текущего сезона и на будущий год. И не только через призму сохранения плодородия, но и в плане возможных контактов человека с этой зоной (не заберет ли в таком случае другой человек оставленную здесь болезнь?). Известно, что на такой переадресовке горя-злосчастия от одного человека другому базируется ритуальная практика черной магии.

  •  В некоторых местностях Беларуси придерживаются традиции сажать рассаду капусты еще до восхода солнца.
  •  В это же время спешат пропустить через дым растопленной печи головки лука, надеясь, что исполнение этого ритуала будет способствовать их хорошему росту и сохранит от вредителей.
  •  Чтобы сад хорошо плодоносил, необходимо рано утром на Коляды выгрести из печной ямы пепел и посыпать им вокруг каждого садового дерева [67; 74].
  •  Народное поверье подсказывает: если первый гром загремит на восходе, то лето будет жаркое.
  •  По особенностям восхода солнца предсказывали погоду на ближайший день. Радуга, появившаяся после восход 

Значимые даты