Тайна имени

Тайна обретения имени, пожалуй, сродни тайне зарождения новой человеческой жизни, тайне предопределения пола будущего человека и определения даты его рождения.

Конечно же, в этом случае на память приходят народные сказки, с помощью которых каждое новое поколение людей делало первые шаги п осмыслении окружающего мира людей, животных, растений. Они учитывали особенности восприятия детей и поэтому выстраивали сюжет и использовали такие образные средства, которые во многом копировали отношение взрослых к самому ребенку. Нам представляется небезынтересным присмотреться и к тому, как в сказках используются имсиа героев. Сказки о животных, рассчитанные на детей самого младшего возраста, используют имена, в которых отражены либо какие-то природные особенности диких зверей или домашних животных, либо их основные черты поведения, либо отношение самих людей к каким-то особенностям их поведения: зайчик-побегайчнк, петушок-красный гребешок, коток-голубок, лисичка-сестричка, медведь-гладун, медведь-батюшка, коза-дереза, волк-зубами щелк. Имена-характеристики были своеобразной квинтэссенцией человеческого опыта, в котором концентрировались внешние черты, особенности характера, история многовековых взаимоотношений с человеком, и одновременно образным ключом передачи его последующим поколениям. Следовательно, имя фокусировало в себе узнаваемость объекта и являлось тем звуковым сигналом, который вызывал многочисленные ассоциации, с помощью которых тут же выстраивалась модель соответствующего поведения.

Эта же традиция сохранилась и в волшебных сказках, герои которых известны нам иод такими популярными именами, как Василиса Прекрасная, Елена Премудрая, девочка-семилстка, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Покатигорошек, мальчнк-с-пальчнк, Пилипка-сынок. Иван 1ви-доновпч, Вернигора, Верин дуб, Мнхайло Кожемяка.

Исконно славянских имен в нашем быту осталось очень мало, например Надежда. Вера, Любовь, Агнесса, Акулина, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Владимир, Денис, Глеб, Касьян, Клавдий, Клара, Константин, Лавр, Лаврентий, Лука, Людмила, Максим, Марина, Мартин, Матрона, Милица, Меркурий, Мечислав, Модест, Николай (Микола), Павел, Прасковья, Роман, Семен, Сергей, Силантий, Терентий, Тит, Ульяна, Устинья, Федора, Федос, Федот, Фекла, Флор, Юстин, Яко в, Ян.

Огромное количество других имен, с которыми мы уже свыклись, сжились и принимаем как наши исконные, корнями Своими уходят в чужестранные традиции. Казалось бы, наиболее популярное у восточных славян и особенно русских имя Иван на самом деле имеет древнееврейские корни — Иоанн, а не менее распространенное имя Александр происходит из греческого языка, и котором имело смысл «защитник людей»; немецкие корни у имени Герман (Нееr— войско, Mann -человек) — воин, дружинник.

Конечно же, наибольшее количество заимствований пришло из греческого языка вместе с церковно-православной традицией. В истории византийской церкви за многие столетия ее существования сформировался целый пантеон святых, дни рождения, дни смерти и важнейшие деяния которых стали почитаться как большие праздники. С течением времени жизнеописания святых были приведены в систему, которая получила название святцы. Наш ГОДОВОЙ круг как будто ожил, опредметился, получил свое имя (или несколько имен), а в православии сложилась традиция наделять новорожденного именем того святого, лень памяти о котором совпадает или максимально приближен к дате рождения человека.

Случилось так, что одни имена фигурируют в святцах многократно, другие встречаются на протяжении года лишь один раз, например, самым популярным стало имя Иоанн ( Иван) оно встречается 62 раза, а вот имя Ксения упоминается только однажды - 6 февраля.

Каждый из святых прошел СВОЙ жизненный путь, совершил только ему предопределенный Творцом жизненный подвиг, поэтому и занял соответствующее место в истории церковной традиции. В христианстве существует своя историко-культурная иерархии Божьих праздников. Ее возглавляют ПРОРОКИ святые, которые по внушению Снятого Духа предсказали приход Мессии, Спасители рода человеческого. Среди них свитые Ильи, Иоанн Предтеча. Ближайшие ученики Иисуса Христа а их было сначала двенадцать (позже их круг расширился до семидесяти человек), которые еще при жизни Спасители несли людям его учение, а затем после сошествии на них Святого Духа проповедовали веру своего Учителя, наделены статусом АПОСТОЛОВ, нам более верными и последовательными были два ученика Петр и Павел, поэтому их называют ПЕРВОВЕРХОВНЫМИ. Четыре апостола Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов оставили после себя воспоминания о деяниях Христа, благодаря им до нас дошла богатая весть О Спасителе (греческое Евангелие), поэтому их называют ЕВАНГЕЛИСТАМИ. Приравненные к ним благоверные Константин и Елена, князь Владимир, Мария Магдалина, первомученица Фекла, вошли в историю как РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ.

Конечно же, иерархия церковной жизни во многом напоминала мирскую табель о рангах, более понятную и приближенную к народному мироощущению, все это породило в народном сознании представление о том, что перенос имени СВЯТОГО на новорожденного станет основанием надежды на то, что появившийся на снег Божий человек во многом повторит жизненный путь своего далекого предшественника.

Стечением времени окончательно оформилась идея о том, что ими это ключ к жизненным успехам, природой космической и духовно-нравственной СВЯЗИ между представителями разных поколений, это живая модель истории, которая непременно повторится на новом нитке рода человеческого.

Народное мироощущение всегда покоилось и до настоящего времени зиждется на самых широких и образных ассоциациях. Наиболее фундаментальным является принцип семантического тождества, сходства — «подобное способно вызвать к жизни подобное». Этот принцип во многом предопределяет отношение народа к выбору имени по каноническим святцам. В связи с этим безусловное предпочтение в выборе имени отдается тем святым, которые прожили счастливую жизнь, и напротив, народ набегает давать детям имена священномучеников. опасаясь того, что их сын или дочь и в своей жизни будет терпеть гонения и бать.

Традиция храмового крещения и имянаречения широко вошла в жилу жизнь. Однако до сих пор мы слабо понимаем, что представляет собой одно из первых христианских таинств и каким кругом правил сопровождается оно в народной культуре. Одно из церковных правил гласит: выбирайте имя своему ребенку в пределах 10—15 дней до и после дня его рождения. Наша глубокая убежденность подсказывает: необходимо двигаться следом за жизнью, за Солнцем, а не пятиться назад, поэтому предлагаем расширить временной отрезок поиска до месяца, но исключительно вперед после дня рождения младенца и ни в коем случае не затрагивать период, предшествовавший ему.

При крещении по церковному обряду человеку не просто так дается имя. Христианину Богом дается святой-покровитель, который будет невидимо охранять его в течение всей отпущенной ему земной жизни oт бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.

Поэтому, выбирая человеку имя, следует точно знать и помнить, имя какого святого он унаследует, кто непосредственно будет его земным покровителем. Эю особенно важно знать в том случае, когда вы или кто-то другой (или сам носитель имени) будете обращаться с молитвой к богоугодному о прощении грехов, об оказании помощи в житейских делах, об исцелении тяжелых недугов и т.п.

Беременность женщины, день рождения человека и первый год его земной жизни были связаны в народной культуре с огромным количеством всевозможных запретов, ограничений и предписаний. Например, наши предки верили, что чем больше людей будет знать о дне разрешения от бремени роженицы, тем тяжелее будут роды. Следовало скрывать и момент родов, потому что на протяжении трех ближайших дней в ломе роженицы должно было сохраняться изначальное равновесие: никто никому ничего не одалживал и сам не просил в долг. Все эти запреты сказались на том, что у славянских народов день рождения клока оставался своеобразной семейной тайной и публично не отмечался. И напротив, день храмового имянаречения, крестин получил статус семейно-родового признания и соответственно его общественного празднования.

В структуре обрядов, сопровождающих рождение и крещение человека, есть три взаимосвязанных ритуала, которые последовательно выстраивают переход человека из мира материнского чрева в систему общественных отношений семьи — рода — деревенской общины (в современных условиях еще и коллег по работе).

Первое послеродовое купание смывало физиологические следы присутствия в ином мире. А далее начинался процесс орнаментальной кодировки предстоящего жизненного пути, его поэтапное «окультуривание», т.е. вживление в духовное пространство семейно-родовых отношений. Новорожденный должен был обрести знаки, символы, атрибуты, которыми определялось родство и через которые младенец включался в своеобразный круг посвященных. Пожалуй, первым маркером Я на этом пути была обязательно поношенная (т.е. с соответствующими знаками сопричастности) сорочка отца, на которую бабка-повитуха принимала только что увидевшего свет ребенка.

Первое ритуальное купание призвано было заложить основы программы существования человека в этом мире, которые соответствовали традиционным представлениям, народной морали, этике, мировоззренческим основам. Это купание выстраивало, моделировало систему родово-общинных отношений.

Вторым этапом «окультуривания» было крещение ребенка, которому придавался статус духовного осмысления акта рождения и творения Господа. Это действо представляли Храму Господнему. Родители новорожденного зачали младенца в грехе, а посему не имели права прийти с ним в храм. Эту почетную миссию выполняли духовные — крестные — родители. С этого момента вся духовная жизнь человека проходила при непосредственном участии крестных родителей.

И, наконец, третьим, заключительным, этапом перехода и включения в состав семьи младенца был обряд имянаречения. Человек становился таковым только в тот момент, когда получал индивидуальный символ своего присутствия в этом мире — имя. Через него младенец приобщался к миру людей, к социуму, который брал на себя ответственность за него. Но при этом ему не придавался статус общественно значимого и самодостаточного. Более высоким в этом случае было имя отца, от которого сын унаследовал отчество, свое отечество.

Мы уже говорили о судьбе ребенка, родившегося 1-го числа. Чтобы «перекрыть» и без того неблагополучное появление его на свет, ребенку давали более сильное в энергетическом плане имя (Андрей, Иван, Николай и т.д.), выбирая его из святцев только 1-го числа, исключая имена мучеников и великомучеников.

Таинственность имени нашла отражение и в самом «загадочном» жанре фольклора — народных загадках:

«Ёсць на свеце адно, i для ycix яно нужно», «Ёсць на свеце адно — к усямо гадно».
 

Значимо [ ]