Первый год жизни

Умеу нарадзiць — сумей научыць.

Крещением ребенка заканчивался весьма интенсивный период адаптации и ритуального вживления малыша в контекст жизнедеятельности семьи. Дальше начинался не менее ответственный период н жизни малыша. Он будет продолжаться до года и также будет строго регламентирован но отношению к ребенку и его матери, самому ближайшему окружению. За это время произойдет целый ряд важнейших событий. Каждое из них можно сравнивать с тем днем рождения, который будет отмечаться но истечении первого года жизни. Среди таких событий назовем следующие: появление первого зуба (который также являлся объектом предсказании о судьбе человека: неблагоприятным считалось, если первый зуб будет расти из верхней челюсти), тот день, когда ребенок первый раз самостоятельно сядет, встанет на ноги и сделает первый шаг, скажет первое слово, особым обрядовым статусом наделен первый постриг малыша.

Хронология важнейших ритуально акцентированных ситуаций первого года жизни ребенка выглядит следующим образом: первое слово матери, первое пеленание, первое прикладывание к груди, первое купание, первая прогулка, первый зуб, первый раз самостоятельно сел, первый самостоятельный шаг, первое слово, первый постриг.

По истечении каждого последующего месяца семья исполняла необходимые ритуальные действия, читала специальные молитвы, ставя тем самым вокруг ребенка своеобразный духовный и энергетический щит, который должен был предостеречь новорожденного от негативного психофизического воздействия окружающей среды.

Однако наиболее уязвимым и легко ранимым ребенок остается в первое полугодие жизни. Поэтому по истечении каждого месяца над ребенком читается специальный заговор на его энергетическую защиту на протяжении следующего месяца.

В народе хорошо знали, что ребенок в первый год жизни являет собой существо нежное, легко ранимое и словом, и взглядом. Поэтому кроме сильного молитвенного щита использовали в качестве традиционных оберегов всевозможные атрибуты, которые крепили на кроватке ребенка или на его детской коляске. Среди них можно назвать такие, как маленькая икона, колокольчик, красная наговоренная нить или просто очень яркая тесьма. Рядом с красной нитью помещали камни-обереги: красную яшму, зеленый малахит, соколиный глаз, ястребиный или бычий глаз. Кроме того, можно нарисовать защитную руну Фа (огонь) на боковых поверхностях кроватки. С ее помощью будут ожигаться» все сглазы и наговоры.

Средств и способов защиты ребенка от физического и энергетического воздействия окружающих в первый год жизни было очень много. Складывается впечатление, что в действиях бабки-повитухи, матери, родной бабушки, знающих многочисленные секреты народной медицины, доминировало сдвоенное начало: новорожденный в начальный период адаптации считался практически беззащитным, поэтому самые близкие родственники были предельно внимательны в тех своих действиях или в действиях гостей, которые хотя бы в некоторой степени касались новорожденного. А с другой стороны, они делали все возможное, чтобы не только поставить надежный экран от агрессии внешней среды, но и посредством исполнения специальных обрядов вложить в ребенка то духовное начало, которое на всю жизнь будет для него эффективным защитным средством.

Еще раз подчеркнем, что особым символизмом в традиционной культуре восточнославянских народов был наделен первый год жизни ребенка. Все, что с ним происходило впервые, запоминалось семьей на долгие годы и даже спустя/много лет могло служить своеобразной точкой отсчета времени или соотнесенности с ним в различных бытовых и праздничных ситуациях.

Однако, безусловно, дата исполнения первого года земной жизни была ключевой в плане многочисленных регламентаций, касающихся поведения близких родственников. Бытие первого года жизни во многом предопределяло, моделировало и программировало земную юдоль ребенка, поэтому на поведение родителей и самых близких родственников накладывались многочисленные ограничения и предписания, которые были сориентированы на предупреждение тех или иных негативных последствий, касающихся прежде всего здоровья и трудолюбия будущего взрослого человека.

Конечно же, эти ограничения в поведении родителей были неслучайны. Ребенок был пока что не в состоянии ходить самостоятельно, он постигал все происходящее через общение с родителями. Они помогали ребенку широко смотреть на мир и при этом в любую минуту готовы были прийти на помощь и защитить его от агрессии внешней среды.

Приведем ряд правил народной культуры, которые касаются поведения взрослых в отношении к младенцу.

Первое слово

Через восприятие звуков формировалось сознание малыша, и вот он уже радует родителей первым словом. Каким будет это первое слово! «Мама» или «Папа», а, может быть: «Дай!» С целью развития речевого аппарата ребенка, умения выговаривать звуки, народная культура подарила нам замечательные произведения устного творчества — скороговорки и чистоговорки:

«Белы бусел баяу байку белому зайку».
«Выгадаваць выгадавалi вывучыць вывучылi, цяпер нашы вучнi caмi вучняу вучаць».
«Гаварыу, гаварыу, не дагаварыу, дагаварыу бы, ды загаварыуся».
«Дудар дудару дарма грае».
«Дзятлы дзюбамi дзяублi дзерванiну».
«Каб не ежка ды не адзежка, была б грошау цэлая дзежка».
«Жабрак жабрака жабраваць вучыць».
«Лезь, залезь, залезшы, злезь».
«Каласы каласавалiся, каласавалiся, каласавалiся, каласавалiся, ды выкаласавалiся».
«Лянок не любiць лянот, лянот не любiць лянок».
«Не навучацца, пакуль не намучацца».
«Пiсау, пicay пiска, пepaпicвay, ды так i не дапiсау».
"Руды, гарбаты Рыгор гроб грыбы граблямi".
"Сем семярэй, сем старых свiней, свiнка, свiнок, свiнчын брат i одно парася".
"Трыццаць тры дрывасекi трыццаць тры дрывоткi надрывасечылi".
«Учора гулi, заутра гулi, будзеш хадзiць без кашулi».
"У фольварку Фабiяна флёксы расцвiлi».
«Хвасць хлеба не дасць».
"Цярпення няма цяпер церцi цёрнiцаю лён».
«Чацвер, чацвёртае число».
«Чалавеча, чалавеча! Чаму часам плачаш, чаму часам скачаш?»
«Шумiць iзноуку па шашы, шумщь, шумiць машина».
"Юрачка i Юля гулялi з юлой».
«Кузьма падкузьмiу Ягора, Ягор аб'ягорыу Рыгора».
"Я нiкому нiчога нiякага, а калi што такое, дык што ж там такое?».

Первый самостоятельный шаг

  •  Считалось, чтобы ребенок начал раньше ходить, необходимо провести по полу во время утренней службы на Пасху.
  •  Если ребенок встал на ноги, но долгое время не решался сделать первый шаг, мать брала нож, проводила им между ног малыша, при этом приговаривая: «Разорвитесь, путы» или так: «Рублю — зарубаю путы у раба Божия (имя)! Во имя Пресвятой Богородицы! Аминь!» И действительно, ребенок вскоре начинал ходить.

Детские вещи в первый год его жизни

  •  Вещи ребенка до года никогда не продавали и никому не передавали.
  •  В народе свято верили, что детям до года нельзя шить рубахи из новой ткани, лучше передавать детскую одежду по наследству. В течение первого года жизни (а в некоторых семьях и до семи лет) ребенку шили одежду только из старого полотна, если же пошить из нового, то, по представлениям старшего поколения, ребенок будет расти болезненным.
  •  Если умирает грудной ребенок, его хоронят в той одежде, в которой крестили в церкви.
     

Значимо [ ]