Двадцать таинственных недель православной Пасхалии

Время сотворения мира Принятие восточными славянами религиозно-культурной христианской традиции внесло существенные изменения в древнеславянские представления о времени. Во-первых, они затронули методологические основания осмысления этой фундаментальной категории человеческого бытия. Если до христианизации восточных славян отсчет прожитым годам велся «от сотворения мира», а каждый новый год воспринимался завершенным жизненным пли природно-космическим циклом («все возвращается на круги своя»), то христианская идея включала в себя новый акт «первотворения» и, соответственно, новую точку отсчета времени: «от Рождества Христова».

Претендуя на роль новой мировой религии, христианство предприняло все усилия для того, чтобы человечество распрощалось (забыло в одночасье) со своим прошлым и приняло за основу иную отправную позицию, иное историческое событие — приход на Землю Спасителя в облике Богочеловека. Конечно же, эта идея имела революционный характер и со временем овладела массовым сознанием. Разорвав до-библейское, мифологическое время в космопланетарном масштабе, сторонники христианства придали ему векторную направленность, акцентированную устремленность в будущее. «Только с нами и только вперед!» — так можно сформулировать основной тезис христианского представления о времени. Все, что было до нас, — не должно больше нас волновать.

Однако окончательно уйти от архаической модели упорядочения времени христианские богословы так и не смогли. В древней традиции каждый новый год был одновременно и новым и старым. Новым - в том смысле, что он начинал очередной цикл сельскохозяйственных и земледельческих работ. Старым — потому, что уже многократно повторялся при жизни одного и того же поколения. Каждый новый год и новое поколение людей только закрепляли традицию посредством фиксации ритуальных рамок обряда и его сюжетной канвы. В христианской модели восприятия времени этот основополагающий принцип также был сохранен. С каждым новым годом момент Рождения Христа как акт первотворения уходил все дальше в историю, но при этом всегда воспринимался как только что состоявшееся событие. Уходившее время сохраняло свою актуальность благодаря тому, что оно как будто сворачивалось в свиток, который спустя много лет существования христианства стал ежегодно разворачиваться в структуре церковного календаря. По замыслу отцов Церкви вся земная жизнь Богородицы и ее необычного Сына представала перед глазами верующего человека в течение каждого последующего года. Все главнейшие события их жизни составили ядро христианского мировоззрения и одновременно основу церковного календаря.

Второй принципиальной особенностью христианского восприятия времени стало появление большого сектора календаря, в основе которого лежал Пасхальный цикл, охватывающий пространство, равное двадцати неделям. Этот обрядовый период времени концентрирует в себе важнейшие события последних дней земной жизни Иисуса Христа, а также повествует о посмертном его воскрешении и последующем вознесении в Царствие Небесное. «Смертию смерть поправ», Христос преодолел границы земного времени, возвысился над ним и даже повернул его вспять, если принять во внимание учение о втором пришествии Мессии. Эта глубокая идея была перенесена и на структуру годового календаря. В его поступательном движении появляется довольно продолжительный период, который предшествовал Пасхе и в равной мере следовал за ним и который также «разорвал» хронологическую последовательность христианского мироустройства. Пасхальный цикл стал исключением из жизненных земных правил и фактически получил статус времени над временем. Иными словами, жизнь Христа соединила в себе два понимания времени, две парадигмы его осмысления. Земная жизнь Христа укладывалась в прежнюю систему координат, в которой время течет, изменяется, движется из прошлого в будущее. Вознесение на небеса — это вознесение над временем. Но это уже время другого царства. Насколько возможно его вкрапление в систему понимания земного времени? Ответ на этот вопрос был найден в ходе выработки алгоритма празднования Пасхи. Мы уже помним о том, что в 325 году на Вселенском Соборе было принято постановление, в соответствии с которым Пасха отмечается и до сегодняшнего дня — после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия.

«Праздник праздников» воспарил над сиюминутностью, бытийностью и стал самостоятельной точкой отсчета для целого ряда церковных событий продолжительного весеннего периода.

В соответствии с решениями того же Никейского Собора структура этого сектора времени выглядит следующим образом. Мы приводим двадцатинедельный цикл православной Пасхалии, который отражает символическое значение каждой из недель в духовном мире христианина (табл. 3).

Таблица 3. Десятинедельный цикл, предшествующий Пасхе

Десятая неделя Всеядная, Сплошная, Дзедау тыдзень, Памiнальнiца
0 понедельник   
0 вторник  
0 среда  
0 четверг  
пятница Дзедава пятнiца
суббота Дзедава субота
0 воскресение  

 

Девятая неделя Пестрая, Рябая, Масляныя загвяны, Дзедау, Памiнальны тыдзень, Масляныя Дзяды
0 понедельник   
0 вторник  
0 среда  
четверг Дзедау чацвер, Мясаедныя, Стрэчаньскiя Дзяды
пятница Дзедава пятнiца, Мясаедныя,  Стрэчаньскiя  Дзяды
суббота Дзедава субота, Малая масленiца, Вселенская родительская суббота
воскресение Мясное воскресенье, Масляныя загвяны

 

Восьмая неделя Масленiца, Мясопуст, Масленка, Маснiца, Сырны, Развiтальны тыдзень
понедельник  Встреча
вторник Заигрыш
среда Лакомка, Разгул, Перелом
четверг Широкий четверток, Крывы, Тлусты, Власий
пятница Тещины вечерки
суббота Золовкины посиделки, Проводы
воскресение Прощеное воскресенье, Целовальник, Гавенны дзянёк

 

Седьмая неделя Первая неделя поста
понедельник  Чистый, Шыльны, Шылаваты панядзелак, Паласказуб
0 вторник  
0 среда  
0 четверг  
0 пятница  
суббота Зборава субота
воскресение Сбор, Iзбор, Зборнiца, Торжество православия


 

Шестая неделя Вторая неделя поста
0 понедельник   
0 вторник  
0 среда  
0 четверг  
0 пятница  
суббота Вселенская Родительская суббота
воскресение Поминовение святителя Григория Паламы

 

Пятая неделя Третья неделя поста
0 понедельник   
0 вторник  
0 среда  
0 четверг  

0

пятница  
суббота Вселенская Родительская суббота
воскресение Крестопоклонение

 

Четвертая неделя
Четвертая неделя поста, 
Хрышчаты тыдзень, Крестопоклонная неделя
0 понедельник   
0 вторник  
среда Средокрестие, Серадалосце, Прапалоуны дзень, Хрэсцы
0 четверг  
0 пятница  

суббота Вселенская Родительская суббота
воскресение Почитание преподобного Иоанна Лествичника

 

 Третья неделя Пятая неделя поста Похвальная неделя
0 понедельник   
0 вторник  
среда Андреево стояние, Поклоны, Андрыянава ноч
четверг Стояние Марии Египетской
пятница Похвальная пятница
суббота Мезина, Похвальная суббота
воскресение Почитание святой Марии Египетской


 

Вторая неделя
Шестая неделя поста Вербная неделя, Вербнiца
0 понедельник   
0 вторник  
0 среда  
0 четверг  
0 пятница  

суббота Воскрешение праведного Лазаря, Лазарева суббота
воскресение Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

 

Предпасхальная неделя Седьмая неделя поста Страстная неделя, «Белы» тыдзень
понедельник  Великий понедельник, Чистый понедельник
вторник Великий вторник, Чистый вторник
среда Великая среда, Дравяная страсць
четверг Великий четверг, Чистый четверг
пятница Великая, Страстная пятница, Чырвоная, ВелIкодная
суббота Великая суббота, Чырвоная, ВелIкодная субота
воскресение ПАСХА, Светлое Христово Воскресение, Царь дней, Вялiкдзень


 

Значимо [ ]