18 Июня

Православный календарь

Великий князь Киевский Игорь Олегович (память 19 сентября). В 1146 г. он был взят в плен князем Изяславом и заточен в одном из монастырей Переяславля Русского, или Южного (ныне Переяславль-Хмельницкий). Вдали от суеты мира, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и избрал иноческое служение. В день 5 января 1147 г. еп. Переяславский Евфимий постриг его. По выздоровлении он был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий и предался иноческим подвигам.

А над Киевом бушевал дух братоубийственной ненависти. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход с тем, чтобы захватить его и убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. 19 сентября 1147 г. св. Игорь был зверски убит.

Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича игумен Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме Киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский престол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, кн. Черниговский Святослав Олегович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи на родину, в Чернигов, где они были положены в раку "с теремом" в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого.

Преподобный Авва Дорофей. Он был учеником прп. Иоанна Пророка в Палестинском монастыре аввы Серида в VI в. В юности так велика была его любовь к учению и книгам, что он забывал о пище и сне. С еще большей I ревностью посвятил Дорофей себя иноческому деланию, удалившись в пустыню. В течение десяти лет он был келейником у прп. Иоанна Пророка, соединив это послушание с совершенным преданием себя в волю старца, так что он не имел никакой скорби. Боясь, что он не исполнит заповеди Спасителя о том, что многими скорбями подобает входить в Царствие Небесное, авва Дорофей открыл этот помысел старцу и услышал в ответ: "Не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем".

После кончины прп. Иоанна Пророка авва Дорофей оставил Палестинский монастырь и основал новую обитель. Его ученик прп. Досифей пишет о нем: "К подвизавшейся с ним братии он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, а ведь это начало благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда - единодушия, матери всех добродетелей".

Прп. авве Дорофею принадлежат 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с ответами прпп. Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. Поучения аввы Дорофея представляют собою начальную книгу вступающему на путь духовного делания.

Преподобный часто обращался к опыту великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Простые советы о том, как поступать в том или другом случае, тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто стремится исполнить заповеди Спасителя. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина.

На Руси книга душеполезных поучений и ответов прпп. Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка была так же широко известна, как и "Лествица райская" прп. Иоанна Лествичника, творения прп. Ефрема Сирина. Кирилл Белозерский собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с "Лествицей".

Вот одно из поучений Дорофея - "О смиренном иноке": "Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к какому-либо из братий и видел келью его невыметенную и неприбранную, то говорил себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит времени и келью свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келью его убранную, выметенную и чистую, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи его согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей (брат) нерадив, или сей тщеславен, но по своему доброму устроению получил пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получить пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближних. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем и предполагаем их, то тотчас обратим помысел наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то, с помощью Божьей, рождается в нем благость, которою богоугождается Бог".

Народный календарь

Дорофей.

Приметы и наблюдения. "День Дорофея - утро вечера мудренее". Начинаются самые короткие "воробьиные" ночи: "Летом свет во всю ночь". На Дорофея примечали направление ветра (с такими же приметами, как на Митрофана). "Если погода теплая и ясная - зерно будет крупное". Ранний сенокос.

Именины. Аполлон. Дорофей. Игорь. Константин. Леонид. Маркиан. Никандр. Федор.

Значимые даты