7 июля

Православный календарь

Рождество честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мчч. Орентия, Фарнакия, Ероса, Фириоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (VI); прп. Антония Дымского (ок. 1224); правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566-1569).

Рождество Иоанна Крестителя. Святой пророк Предтеча Господень Иоанн Креститель родился в семье священника праведного Захария и его жены праведной Елисаветы, живших в Хевроне, в Иудейских горах.

Будущие родители Иоанна были людьми праведными и поступали по всем заповедям и уставам Божьим. Они были уже пожилые, и у них не было детей.

Однажды, когда старец Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме и кадил в нем, ему вдруг явился Архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек скорое рождение сына. Захария сильно испугался. Архангел Гавриил сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их".

Пророчество Архангела Гавриила привело праведного Захарию в сильное смущение. Усомнившись в словах Архангела, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И в наказание за неверие мгновенно немота поразила его, маловерного.

Вскоре Елисавета узнала о том, что у нее родится первенец. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения своей родственницы - Преблагословенной Девы Марии, уже носившей во чреве Предвечного Младенца.

Праведной Елисавете, исполнившейся благодати Духа Святого, первой открылась великая тайна, и она узнала в своей гостье Матерь Божию. Св. Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, такой радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники. В доме царила великая радость - с рождением ребенка с семьи снималось бесчестье, попущенное Господом.

К этому дню полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией - в честь отца. Однако св. Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит "благодать". Все присутствующие были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать мальчика, он написал на дощечке: "Имя ему - Иоанн". И вдруг узы, связывавшие его речь, разрешились, и св. Захария, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне - Предтечи Господнем и о грядущих событиях.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с Востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Он послал в Хеврон убийц. Однако в доме св. Захария никого не оказал ось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли до Хеврона. Св. Елисавета вместе с I Предтечей Иоанном ушли в горы, а св. Захария исполнял в это время богослужение в Иерусалиме.

Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И когда с вершины горы она увидела приближавшихся преследователей, то возопила от всего сердца, обращаясь к каменной глыбе: "Гора Божия! Гора Божия! Прими матерь с чадом!" Как повествует церковное предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном.

Негодуя на то, что св. Елисавете с сыном удалось скрыться, Ирод решил отомстить св. Захарию. Он послал к нему своего оруженосца с поручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына Ирод приказал убить отца. Св. Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении сына он ничего не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.

За зги слова он был убит, а кровь его, разлитая по мраморному полу, затвердела, как камень, превратившись таким образом в свидетельство преступления Ирода.

По преданию, праведная Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала особое благоволение Божие, ибо прямо возле пещеры внезапно выросла финиковая пальма, кормившая беглецов своими плодами, а также открылся источник.

По прошествии сорока дней со времени убиения св. Захария, преставилась и св. Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовил он путь Грядущему Спасителю рода человеческого.

В честь Крестителя Господня Иоанна на Руси были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри. Кроме того, русские люди часто называли своих детей именем Иоанн.

Народный календарь

Иванов день. Иоанн. Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Колдовщик. Иван Цветной. Купала. Травник.

Обычаи. В нынешнем православном календаре насчитывается 65 Ивановых дней, из которых самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя. Память его в течение года чествуется еще пять раз, но день, отмечаемый 7 июля, стоит особо: это день Иоанна Крестителя.

В древних русских селах этот день всегда начинался с утреннего молебна в церкви. Затем праздник Иоанна Предтечи и Крестителя выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за селом по окрестным лугам, лесам и озерам - повсюду народ веселился, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гулянья.

В народных верованиях этот самый почитаемый в народе праздник слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил название Ивана Купалы. В этом празднике, как и в других христианских торжествах, неразделимо соединились церковные обряды с игрищами и затеями, которыми издревле сопровождался Иванов день.

День Ивана Купалы - олицетворение сил природы. В песнях, присловьях и поговорках отразилась любовь народа к этому празднику: "Дядя Иван и людям и нам", "После Ивана не надо жупана "Купалинка - ночь маленька".

Обряды. Известно, что Иоанн Креститель после нескольких лет, проведенных в пустыне, вновь явился к людям в качестве пророка и проповедника. Он предсказал пришествие Мессии - Иисуса Христа. И стал проповедовать его будущее учение. Знаком принятия веры в близкий приход Спасителя Иоанн изобрел обряд крещения (омовения) людей путем погружения их в реку или озеро. "И принимали крещение от него на реке Иордан, исповедуя ему грехи свои", - сказано в Евангелии ап. Матфея. Когда явился Иисус Христос, он тоже пришел к Иоанну и тоже крестился у него.

В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Считалось, что в эти светлые и знойные дни лета солнце купалось в реках и озерах и вода приобретала чудодейственные, целебные свойства, которые очищали тело от всякой скверны. И люди с наслаждением плескались в реках и озерах, обливали друг друга речной или прудовой водой.

Вообще в Древней Руси день Ивана Купалы был настолько большим праздником, что в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе; прыганье через зажженные костры.

Оба эти обряда издревле считаются очистительными (через воду и огонь).

С вечера дня святой Аграфены Купальницы (6 июля н.ст., 23 июня ст.ст.) в ночь под Ивана Купала девушки и парни водили хороводы, жгли "купальские костры" и прыгали через огонь, очищаясь от "худых напастей".

Ивановская ночь на Руси проходила всегда весело, с размахом. Окрестные леса наполнялись гомоном молодежи, радостными песнями, ведь Иван Купала - старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Народ опоясывался перевязями из цветов. Девушки надевали на голову венки из трав, составляли и водили хороводы.

По старинному обычаю старики добывали из деревьев живой огонь, зажигали костры. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. У этих костров и собиралось сельское общество. При этом парни и девушки всю ночь прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки. Над кострами матери сжигали сорочки, снятые с больных детей, считая, что после этого прекратятся болезни.

Поодаль от костра чинно сидели старики, степенно беседовали и пили пиво и брагу.

Если на такое торжество приходил новый человек, запоздавший из-за каких-то дел, его тут же обливали водой. И сразу начинался всеобщий шум, смех. А молодежь вновь и вновь бежала купаться, причем в эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений. Купание ночью в реке или в росе, а днем в реке имело глубокое обрядовое значение.

Все эти обряды и обычаи соблюдались от Иванова до Петрова дня (с 7 июля по 12 июля н.ст.). Дни Ивана Купалы считались вершиной летних крестьянских праздников, начало которым положила Троица. А заканчивались летние торжества не менее светлым и чтимым Петровым днем.

Поверья. На Ивана Купала некоторые девушки пускались на заре на поиски своего счастья - любовной травы Иван – да - Марья. Название ее связывают с легендой. Будто бы встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлученные с детства. Понравились, полюбились друг Другу, поженились. Но тут выяснилось, что они - брат и сестра. И превратились в наказание за содеянный великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван - синенький, а Марья - желтенький.

С днем Ивана Купалы связаны представления о чудесах. По поверьям крестьян, в эту самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи, а также надо остерегаться проказ нежити - домовых, водяных, леших, русалок.

Люди были твердо уверены, что ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве, куда они слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьм опасались, поскольку они, по преданию, отбирают молоко у коров и портят хлеба. Еще больше надо опасаться водяных, которые могут затащить человека в реку. Даже слепая змея опасна в этот день, поскольку на целые сутки получает зрение. Именно поэтому становится очень опасной, например, может броситься на ничего не подозревающего прохожего. Причем сила удара ее настолько велика, что может и прошибить тело насквозь.

Если у купаловских костров появлялись собаки и кошки, считали, что это не что иное, как сама ведьма. И уж тут молодежь была начеку.

Особую роль в эту ночь отводили папоротнику. Считалось, что именно он в полночь на Ивана Купалу расцветает чудесным огненным цветом. Этот цветок, по поверью, указывает, где находится клад под землей. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает. В 12 ч ночи созревшая почка разрывается с треском - и появляется огненно-яркий цветок. На него даже больно смотреть. Невидимая сила срывает его (человеку это не удается!) под рокот и бормотанье, исходящие непонятно от кого.

Приметы и наблюдения. Считалось, что именно в этот день надо собирать целебные травы: череду (от золотухи), шалфей (от "горловой скорби"), зверобой, девясил, мать-и-мачеху, разрыв-траву. Тирлич (стародубка), собранная в этот день, "смиряет гнев властей и сердитых родственников", надо лишь угостить их чудодейственным настоем. А еще тирлич приносит богатство и славу. Корешок малозаметной травки ревенький, зашитый в ладанку, - верный гарант того, что человек не утонет ни в бурной реке, ни в мутном озере.

В этот день говорили: "Ивановские дожди - лучше золотой горы", и даже просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и лен, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана и сам упрошу", "До Иванова дня дождь в засек (т. е. прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека", "Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звездно - много губ (грибов) будет", "Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке", "Корми меня на Ивана, сделаю из тебя пана" (эти слова приписывают трудолюбивой пчелке). На Ивана Купалу появляются светляки.

Замечали: сильная роса - к урожаю огурцов, ночь звездная - будет много грибов.

Именины. Антон. Иван. Кириан. Яков.

Значимые даты