6 июля

Православный календарь

Владимирской иконы Божией Матери (празднство установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480). Собор Владимирских святых. Мц. Агриппины (253-260); прав. Артемия Веркольского (1545); сет. Германа, архиеп. Казанского (1567).

Владимирская икона Божией Матери. Чудотворная сила этой иконы не раз способствовала спасению Москвы от иноземного вражеского нашествия.

Под покровительством чудотворной Владимирской иконы ходил в победоносные походы еще великий князь Андрей Боголюбский, а впервые она помогла отвести смертельную угрозу от Москвы в 1395 г., когда к стенам великокняжеской столицы приблизились орды Тамерлана. Навстречу ему, после молебна перед образом Владимирской Богоматери, вышли рати великого князя Василия Дмитриевича, и Тамерлан уклонился от сражения и отошел от Москвы. Тогда в честь этого события в Москве был основан Сретенский мужской монастырь, а день 26 августа был объявлен по всей Руси праздником Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Во второй раз Владимирскую икону взял с собой великий князь Иоанн III, выступивший с войском против полчищ золотоордынского хана Ахмата, подступивших к Москве.

... Тяжело для Руси начинался 1480 г. Государство терзали последствия междоусобной войны - восстали против власти Иоанна III его родные братья, желавшие самовольно править в своих уделах. Мятежом воспользовались извечные враги Руси. Зимой на псковской земле появились ливонские рыцари - верные слуги папы римского. Польский король Казимир и татарский хан Ахмат заключили между собой военный союз и также стали готовиться к войне.

Самым грозным был Ахмат. Своими военными победами на востоке и юге он возродил былое величие Орды и потому желал полностью восстановить ее власть над Русью.

И вот весной дошла весть о том, что на Москву поднялась вся Большая Орда. Царь Иоанн III двинул полки к Окскому рубежу. А между тем полчища ливонцев уже штурмовали Псков. Мятежные братья князья Андрей и Борис продолжали разорять северные уделы. Казимир стянул к Смоленску польские войска.

Погибель Руси казалась неотвратимой.

В это тяжелое время народ с надеждой обратился к Заступнице Пресвятой Богородице. Митрополит Вассиан со Святительским Собором денно и нощно служил молебны у Владимирской иконы. И случилось чудо. Главные силы Ливонии не смогли взять Псков. Братья Андрей и Борис, смирив свою гордыню, испросили у государя прощение и выступили против Ахмата. Король Казимир, напуганный народным сочувствием к Руси в подвластных ему киевских и смоленских землях, не поддержал татар.

Русские и татарские войска в последний раз встретились на реке Угре, прозванной "поясом Богородицы", охраняющим Московские владения. "Стояние на Угре" (великое стояние) продолжалось несколько месяцев. Ахмат ждал ледового пути. Ударили сильные морозы, и Иоанн III отступил на более выгодные для большого сражения рубежи.

В это время вся Москва продолжала молиться своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. Произошло это так. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар. Враги же, неожиданно увидев противоположный берег пустым, решили, что их заманивают в засаду, и бежали, объятые страхом. Таким необыкновенным чудом, безо всякой битвы, закончился на Руси период татаро-монгольского ига.

Как писал Н.М.Карамзин в своей "Истории государства Российского", Иоанн III "утвердил венец на главе своей и независимость государства. Народ веселился, а митрополит установил ежегодный праздник Богоматери и крестный ход 23 июня в память освобождения России от ига монголов: ибо здесь конец нашему рабству".

В третий раз Владимирская икона чествуется 3 июня, по случаю избавления Русской земли от нашествия крымских и ногайских татар в 1521 г.

В благодарность за освобождение Руси от татар установлены праздники в честь Божией Матери: 21 мая, I 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).

Святитель Герман, архиепископ Казанский. В миру звался Григорием, происходил из знатного рода города Старицы. После удачного Казанского похода русского воинства был назначен в новооснованный город Свияжск для устройства там иноческой обители в честь Успения Божией Матери и пробыл там восемь лет, затем был возведен на Казанскую кафедру и пробыл в ней в сане архиепископа четыре года.

Иоанн III пожелал, чтобы казанский святитель занял престол московских митрополитов. Св. Германа вызвали в Москву, где ему было объявлено, что он будет первоиерархом Русской Церкви. Св. Герман стал "печаловаться" перед царем о нуждах православного народа, обличать грех и беззакония, невзирая на лица. Царю это не понравилось. Он велел изгнать св. Германа из палат и подвергнуть опале. Существует предположение, что он был отравлен своенравным царем.

Народный календарь

Аграфена. Агриппина. Аграфена-купальница. Аграфена - лютые коренья. Купальница. Канун праздника Ивана Купалы. Ивановская ночь.

Обычаи. В этот день на Руси исстари с утра парились в бане, а днем купались в реках и прудах. Одним словом, проводились общие купанья с песнями (говорили: "закупываются"). Больных и хворых людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили их целебными травами.

Однако к купаньям приступали не сразу после бани: а вначале, испытав благотворного банного духа, степенно и не торопясь завтракали. На этом завтраке принято было есть обетную кашу. Варили ее из крупы, которую собирали вскладчину (поселяне приносили ее в общий котел). Впрочем, эту кашу называли еще мирской кашей, ею угощали нищих, убогих, калек, странников. Купальницкую обетную кашу варили из толченого в ступе ячменя.

Купание в реках начиналось е полдня и продолжалось до позднего вечера. К купанию приступали торжественно, с песнями: один купаются, другие на берегу поют. Поэтому песня не смолкали. Детей приводили умываться к родникам («студенцам»); во время умывания в родник бросали медные деньги.

Еще один обычай присущ для этого дня: заготовка веников для бани на весь год. В средней полосе России для этих целей более всего подходят березовые веники, а на русском Севере - букеты из рябины, черемухи, смородины, липы, разнотравья.

Поскольку травы в это время уже набирают свою особую целебную силу, то в ночь на Ивана Купала принято собирать лечебные травы, коренья. Особая трава называлась купальницею. Это - лютик, кошачья дрема. Этой траве приписывали самые разнообразные целебные свойства, Сама процедура сбора се сопровождалась обрядовыми действиями. Собирали купальницу рано, когда она еще в росе, и сохраняли в стеклянках для лечения, Из нее же делали веники и парились "лютыми" кореньями в бане в надежде помолодеть. Дети из этой травы плели венки, делали из нее шапки, колпаки, которые надевали на головы во время игр.

Поверья. Ночь на Ивана Купала - особая ночь. Считалось, что в это время всякая нечисть (ведьмы, лешие) силу получает, Поэтому крестьяне для предохранения себя от всякой нечисти клали в этот день на подоконники жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое дерево, вырванное с корнем.

Существовало поверье, будто бы в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Даже животные и травы беседуют друг с другом. Причем травы наполняются особой, чудодейственной силой. Поэтому говорили: "Сей репу на Аграфену - хороша репа будет". Во время сева приговаривали:
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка –
До Великого поста.

Существовало множество шуток, связанных с репой: "Репа да горох и сеются про воров", "Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет - щипнет", "Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь".

Приметы и наблюдения. Аграфена-купальница предшествует двум большим праздникам - Ивана Купала (7 июля) и Петровки (Петры-Павлы) - 12 июля. Все три праздника в народном сознании сливаются в одно большое торжество, наполненное для земледельца огромным смыслом. В частности, говорили: "На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос" (т.е. идет колошение ячменя). Идет начало полного лета. Приступают к уборке озимой пшеницы. В это время в изобилии появляются бабочки-капустницы, от которых спасают капусту (белокочанную и цветную) тем, что поливают настоем помидорной ботвы, а также промывают каждый кочан струей холодной воды из шланга. Цветную капусту закрывают листьями.

Гадания. Накануне Ивана Купалы принято было гадать по травам. Причем сам обряд гаданья состоял как бы из трех вариантов:
1-e гаданье - собирали двенадцать трав, обязательно содержащих чертополох и. папоротник. Ночью все травы клали под подушку, чтобы приснился суженый. "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!";

2-е гаданье - в ночь надо было набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, то считалось, что в этом году девушка обязательно выйдет замуж;

3-е гаданье - под голову на ночь клали подорожник со словами: "Трипутник - попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, сказки моего суженого!" Просыпаясь, девушка вспоминала, кто ей снился, а уж от этого радовалась или печалилась.

Именины. Агриппина. Артем. Гай. Герман. Евстохий. Мстислав. Пров.
 

Значимые даты