28 июля

 

Православный календарь

 
Мчч. Кирика и Иулитты (305); равноап. вел. кн. Владимира, во Святом крещении Василия (1015).
 
Равноапостольный великий князь Владимир. Сын Святослава, внук великой княгини Ольги, он с 980 г. становится единодержавным князем Руси, воссоединив земли русские. Прославил себя воинскими подвигами. В 988 г. принял христианскую веру и был наречен Василием. Затем он крестил своих детей.
 
Место, где были крещены его дети в Киеве, до сих пор называется Крещатиком. Подданные Владимира также приняли христианство. Утверждая христианскую веру в России, Владимир распространял в ней образование - строил училища и храмы.
 
В жизнь Киевской Руси христианство внесло свет духовной культуры, красоты, письменности, образования, искусства. С этого начались и русская литература и музыка.
 
Владимир отличался славянской веселостью: любил игры, пиры, празднества, стремясь примирить эти удовольствия с христианской моралью. Пиршества обыкновенно устраивались в дни больших церковных праздников или по случаю освящения храмов. Князь в эти дни отовсюду созывал людей, кормил и поил их, приказывал развозить по городу пищу и питие.
 
Кн. Владимир скончался на 63-м году от рождения. Тело его погребено в Киеве в Десятинной церкви. Православная Церковь причислила Владимира к лику святых, равноапостольных за ревность к вере христианской. Древнерусское государство при Владимире вступило в пору своего расцвета, а потому его называют Великим, а в былинах - Красное Солнышко.
 
Улита и Кирик. Это - подлинные имена матери и сына, живших в годы правления римского императора Диоклетиана. Императорские палачи подвергли их пыткам за упрямую приверженность матери к христианской вере, за ее проповедническую активность. Чтобы усилить ее мучения и сломить волю, на глазах Улиты пытали ее сына Кирика, которому было всего лишь 2 года и 9 месяцев от роду. Палачи надевали ему на голову раскаленный обруч, бросали его в котел с кипящей смолой и в конце концов пригвоздили ребенка к высокому дереву.
 
Мальчик оказался более стойким, чем мать: он, видя, что она готова отказаться от христианской веры, удерживал ее от этого шага. В апокрифическом Житии он изображен одаренным необыкновенной мудростью.
 
В честь младенца Кирика в день памяти его и матери возносится особая молитва.
 

Народный календарь

 
Кирик. Улита. Улита и Кирик. Кирики-мокродырики. День Владимира.
 
Приметы и наблюдения. В старину говорили: "В Кириков день льет дождь, все мокро". В эти дни (середина июля) грозы и ливни совершенно некстати, потому что к этому времени поспевают ранние хлеба, начинается жатва. Ливни с ветрами не только мешают жатве, но и наносят непоправимый вред посевам. Высокорослая рожь и тонкостебельная пшеница спутываются и полегают, ветры выбивают зерно из колосьев. В общем, хлебопашцы несут немалый урон. Поэтому и называли этот день Кирики - мокродырики.
 
Замечено, что июльские грозы не бывают одномоментными, они длятся два-три дня. И крестьяне к дню Улиты и Кирика присоединяли и следующий такой же грозовой день - память мученика Калинника, жившего в III-IV вв. В народных приметах и поверьях дни эти и святых соединились в единое целое, как соединены, например, дни Аграфены Купальницы и Ивана Купалы.
 
Суеверия. Поскольку летняя гроза - явление грозное и не всегда безобидное для путника, застигнутого в чистом поле, родились многочисленные суеверия. Одно из них предостерегало: "Не жни на Кирика и Улиту – манью увидишь". Слово "манья", означает видение, призрак.
 
Иногда воображение рисовало ее в виде уродливой старухи с клюкой, которая бродила по белу свету в поисках погубленного ею сына. С этим поверьем был связан и день Калинника. Говорили: "Прогрей, Господи, Калинники мороком". Морока - колдовской мрак, грозовая туча, проходившая без грозы и ливня. Она нагоняла немалый страх на женщин, работавших в поле. Поэтому в день Улиты и Кирика и Калинника чаще всего на работу в поле не выходили, объявляя этот день несчастливым.
 
Именины. Владимир. Василий.

Значимые даты