23 июля

Православный календарь

Мчч. 45-ти г Никополе Армянской (ок. 319); прпп. Антония Печерского, начальника всех русских монахов (1073), Силуана, схимника Печерского (XIII-XIУ). Положение Ризы Господней в Москве (1625). Коневской иконы Божией Матери.

Прп. Антоний Печерский. Родился Антоний (в миру Анатолий) в 983 г. в местечке Любеч, неподалеку от Чернигова. С юношеских лет мечтал об иноческом образе служения Богу, и будучи еще отроком, отправился странствовать. Преодолев немало трудностей, добрался наконец он до Греции и пришел в известную в те времена в христианском мире Афонскую обитель. Тут на горе Афон, на восточном мысе Халкидонского полуострова, омываемого водами Эгейского моря, между другими монастырями приютился и русский монастырь. Отрока из Любеча радушно приняли, и некоторое время спустя он был пострижен под именем Антония. В усердном послушании Антоний прожил на Афоне несколько лет. Игумен разглядел в нем будущего великого христианского подвижника и однажды сказал ему: "Пора тебе, Антоний, и другими руководить во святой жизни. Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение святой Афонской горы, ибо от тебя многие станут чернецами (монахами. - В. У.)".

Воодушевленный добрым напутствием мудрого наставника, Антоний вернулся в Киев. Здесь у него возникла мысль основать свою обитель.

На одном из киевских холмов, в лесу, близ села Берестова, он случайно набрел на пустую пещеру, выкопанную в каменистом взгорке священником Иларионом (впоследствии первым Киевским митрополитом). Антоний расширил найденную пещеру, обставил ее необходимыми для жизни удобствами и поселился в ней. "И стал жить тут, как сказано в "Повести временных лет", питаясь сухим хлебом, и то через день, и воды в меру вкушая, и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и молитвах", К этому времени Антонию было уже около семидесяти лет.

Одним из первых к Антонию пришел и поселился Никон. В дальнейшем, когда возле Антония в пещерных кельях собралось 12 человек, они совместно выдолбили в каменистой горе большую пещеру и устроили в ней церковь. Но Антоний искал уединения. Он поставил над братией игумена Варлаама, а сам в отдалении выкопал себе новую пещеру и затворился в ней. Однако и там по соседству стали селиться отшельники. Так образовались Ближние и Дальние пещеры, сообщавшиеся между собой подземными ходами, которые сохранились до наших дней.

По воле Антония над Дальними пещерами на поверхности была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери. Взявший под свое покровительство пещерный монастырь, возникший в горе над Днепром, Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, подарил монастырю всю гору. В обители уже собралось более ста человек братии. Они обнесли монастырь частоколом, вознесли на поверхности новые кельи. Варлаам удалился в другой, Дмитриевский монастырь, а игуменом Киево-Печерской обители избрали Феодосия.

В конце жизни Антоний решил навестить Константинополь. К нему присоединился и Феодосий с несколькими иноками. Они побывали во Влахернской церкви близ Константинополя. И тут во время молебна, как повествует предание, Антонию и Феодосию явилась Божия Матерь и одарила их золотом. Они с благоговением приняли щедрый дар Богоматери и, вернувшись в Киев, наняли каменщиков и начали сооружение величественного Успенского собора. Но в самом начале этого дела, в 1073 г., Антоний умер на девяностом году жизни, и довершать строительство довелось одному Феодосию. При нем Киево-Печерский монастырь еще более возвысился и прославился. Только в XI-XII вв. из его стен вышло 15 епископов Русской Православной Церкви.

Народный календарь

Антоний. Громоносец.

Приметы и наблюдения. Селяне к этому дню предсказывали: "На Антония - громы". Грому в Антониев день придавали особое значение. Считали: "Если гром в постный день (в среду или пятницу), будет хороший улов рыбьи. Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню".

Именины, Александр. Антон. Аполлон. Данила. Леонтий. Маврикий.

Значимые даты