16 июля

Православный календарь

Мч. Иакинфа (108). Свтт. Анатолия, патр. Константинопольского (458), Василия, еп. Рязанского (1295), Филиппа, митр. Московского и всея Руси (1652); прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XIII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских, Никодима Кожеезерского (1640); блгв. кнн. Василия и Константина Ярославских (ХIII); блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Собор Тверских святых.

700 лет преставления святителя Василия, епископа Рязанского. Этот святитель упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских Владык числится четвертым. Древнее предание связывает с епископом Василием перенесение в Рязань чудотворного образа Муромской иконы Божией Матери. Святитель был сначала епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, неподобающих архипастырю. Тогда святитель после продолжительной молитвы вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископальную мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом Рязанским князем и народом.

Скончался св. Василий 3 июля 1225 г.

К образу святителя чаще всего обращаются люди, отправляющиеся в путь по воде; на суше он спасает от напасти, на водах - от потопления. (См. о нем память 10 июня.)

Блаженный Иоанн Московский. Родился в первой половине XVI в. и стал известен своими подвигами благочестия в эпоху, предшествовавшую времени смутному и опасному для Русской земли. Его жизнь сопровождалась чудесами и знамениями. В молодости он трудился на солеваренных заводах. Отсюда он ушел в Ростов, где начал редкий подвиг юродства. На голове стал носить железный колпак, из-за чего его прозвали Большим колпаком. Также он носил на пальцах тесные железные кольца, а на теле - тяжелые вериги из крестов.

Посетив однажды в Ростове (ок. 1580) блж. Иринарха затворника, св. Иоанн пророчески предсказал ему нашествие поляков: "Даст тебе Бог - поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силой прогонит".

Последние годы жизни блж. Иоанн провел в Москве. Его поведение было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова - намеками на скрытую повседневную жизнь. Иоанн часто обращался с откровенным или обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже цари, терпя от него то, что не вынесли бы от другого.

По Москве блаженный ходил с распущенными волосами и почти обнаженный, даже в жестокие морозы. Он сам предсказал себе свою кончину, испросив у протоирея Димитрия, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади, место своего упокоения.

В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По пути из храма блаженный исцелил человека с парализованной ногой: как бы нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к погребению. Потом лег на лавку, просил у всех прощения и завещал отнести свое тело ко гробу блж. Василия в Покровский храм. С этими словами блж. Иоанн мирно преставился ко Богу 3 июля 1590 г.

О подвигах его знали многие современники. По указу царя Федора Иоанновича было совершено торжественное погребение блж. Иоанна, во время которого произошло исцеление человека, который 20 лет страдал болезнью глаз. Во время панихиды происходили грозовые явления - буря с сильнейшей грозой, причем несколько человек были убиты и опалены молнией. Этими знамениями предуказывались грядущие исторические события. После грозы в тот день в церкви произошло более десяти благодатных исцелений. Блж. Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы. И они выздоравливали. Вскоре после блаженной кончины святого были составлены служба, житие, написанные священником Покровского собора Михаилом Смолвяниновым в 1604 г.

Мощи святого обретены нетленными в 1672 г. и погребены под спудом в пределе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе (храме Василия Блаженного).

Перенесение мощей св. Филиппа, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. Св. Филипп - мужественный обличитель беззаконий царя Ивана IV, истинный архипастырь Христовой Церкви. Он был умерщвлен в 1570 г. по указанию Грозного. Тело святого было погребено в Тверском Отрочьем монастыре, а затем в 1591 г., по просьбе соловецких иноков, его перенесли в обитель прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

В 1646 г. произошло торжественное открытие мощей, они были поставлены в Преображенском соборе Соловецкого монастыря, а в 1652 г. по инициативе митрополита Новгородского Никона (будущего патриарха) мощи свт. Филиппа были перенесены в столицу. В руку святителю вложили грамоту царя Алексея Михайловича, просившего у святого прощения за грехи Грозного. Народ московский приносил покаяние за невольное участие в гонениях, которые претерпел святитель.

В память о торжественной встрече святых мощей митрополита Филиппа москвичи поставили крест и часовню, от которых она получила свое название Крестовская застава. Напоминает о покаянии наших предков перед опальным святителем и церковь его имени возле нынешней станции метро "Проспект Мира" в Москве.

Народный календарь

Маков день.

Этот день считается несчастливым, поэтому не рекомендуется что-либо начинать или продолжать какое-то дело, вообще в этот день надо быть осторожным.

Начало уборки озимой ржи.

Именины. Анатолий. Акинф. Александр. Василий. Демид. Евлампий. Иван. Константин. Марк. Мокей. Никодим. Филипп. 

Значимые даты