12 июля

Православный календарь

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Aпп. Петра и Павла не случайно называют первоверховными. Они — величайшие проповедники Христа, учредители, основатели христианской религии. В своей жизни они не были связаны друг с другом. Петр был одним из 12-ти апостолов, избранных самим Иисусом Христом, а Павел стал страстным проповедником Христова учения несколько позже. Их судьбы сошлись в конце жизни. Оба они приняли мученическую смерть в одно и то же время, в одном и том же городе, по повелению одного и того же императора - Нерона.

Одним из первых учеников Иисуса Христа стал рыбак Сомон, которого Иисус встретил в обществе брата I Андрея на берегу Галилейского озера.

В Евангелии от Иоанна говорится: "Андрей... привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: "Ты - Симон, сын Иоанин; ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)" (Иоанн, 1, 40, 42). Иисус Христос назначил Петра основателем церкви: "...я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою..." (Матфей, XVI, 18).

Петр - уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея. Жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он - все время рядом с Христом, особенно сильно привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Так, с апп. Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскресения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха - отступничества, которое искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Божественного Учителя. Но лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: "Идите и скажите ученикам и Петру...".

Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих". И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек.

После казни и вознесения Христа Петр стал одним из главных вождей христианского братства. Наиболее талантливый и популярный проповедник, Петр стремился распространить христианство от Вавилона до Рима. Он читал свои проповеди в разных городах Римской империи. Исходил Малую Азию, был в Антиохии Сирийской. Предания утверждают, что последние годы Петр руководил христианскими общинами в Риме и был избран первым епископом. Его считают основателем "римской кафедры", т. е. учредителем престола папы Римского, основоположником католического христианства.

Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона. Дважды был заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига.

Скончался он в Риме около 57 г. Приговоренный к кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

Апостол Павел носил имя Савл, что значит "выкрошенный", "вымоленный", и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом.

Павел был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался он в духе крайнего иудаизма при Гамалиие*, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных гонителей христиан. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрылись от иудеев многие из учеников Христовых, с тем чтобы привести их в оковах в Иерусалим. Но вот на пути в Дамаск произошло чудо: его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В то же самое время Господь Иисус Христос открылся ему как то самое лицо, которое он подвергает гонениям. Он не знал Иисуса Христа во время его земной жизни и не входил в число 12-ти апостолов. Тем не менее сейчас, во время этого чудесного явления он услышал Его голос: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?! Савл спросил: "Кто ты, Господи?" Господь же ответил: "Я - Иисус Христос, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна". Тогда в ужасе Савл спросил: "Господи! Что повелишь мне делать?" Господь сказал ему: "Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать".

Всю эту сцену наблюдали люди, шедшие с Павлом в Дамаск. Они стояли в оцепенении. Павел же от сильного света полностью потерял зрение, поэтому его за руку привели в Дамаск.

В Дамаске был один верный последователь Христа по имени Ананий. Господь в видении сказал ему, чтобы он пошел к Савлу и передал ему: "Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом". И тотчас как бы чешуя спала с глаз Савла, и он прозрел. Затем он принял крещение и из яростного гонителя христианства стал великим проповедником - "Из Савла - в Павла".

С этого времени Павел стал другим человеком, получив из уст самого Господа с Неба высокое назначение в звание апостола язычников. Вскоре последовало чудесное возвращение зрения и крещение Павла, и вот мы видим его ревностно проповедующим ту самую Христову веру, которую он первоначально гнал с такой жестокостью. Этой великой цели он посвятил теперь всю свою жизнь. Чудеса, им совершенные, церкви, им основанные, речи, им произнесенные, послания, им написанные, громадный необыкновенный успех его апостольских путешествий - все это позволило ему называться первоверховным апостолом.

Познакомившись с учением Христа после его казни, Павел стал ревностным проповедником Христа в крайне сложной обстановке того времени. Поэтому Павел и его приверженцы тайно собирались в разных местах, например в доме у Лидии, торговавшей тканью в городе Филиппы, на Балканах. В Иерусалиме такие встречи проходили в доме Марии, матери Марка. Затем Павел переехал в Эфес, где проводил христианские собрания "в школе Тиранна - философа". Впервые в Эфесе же Павел провел собрание пресвитеров-старейшин христианских общин, которых называл "епископами", т.е. блюстителями. Так в христианской иерархии священнослужителей появился сан главы епархии.

За время своей проповеднической деятельности Павел составил 14 Посланий, в которых изложил свои рассуждения о разных вопросах христианского учения. Ему принадлежит изречение: "Кто не трудится, тот и не ешь".

Несколько лет Павел проповедовал вместе с ап. Варнавай, и в Антиохии они были забросаны каменьями и изгнаны из города. Но никакие напасти - нападения грабителей, кораблекрушения, преследования властей - не могли остановить миссионерского дела Павла. В разных странах он основал множество миссионерских пунктов - вплоть до Британии.

Первоверховные апостолы оставили нам наставления относительно того, как мы должны поступать в тех случаях, когда сталкиваемся с врагами нашей веры - колдунами, чародеями и другими сторонниками идолослужения, в т.ч. кришноитами и неоязычниками.

Ап. Павел был арестован во время одной из проповедей в Палестине. Произошло это в период правления императора Нерона. Римский офицер принял его за пророка го Египта. Павла отправили в Кесарию, потом он был доставлен в Рим. В 64 г. в Риме вспыхнул грандиозный пожар, уничтоживший преимущественно бедные кварталы. Нерон обвинил в поджоге христиан. Прокатилась волна казней, В этой волне и погибли апп. Петр и Павел. Их казнили в один день - 29 июня 67 г. после Рождения Христа.

Так они и вошли в историю христианской церкви вместе, неразлучно, а в христианском народном календаре слились в единый образ. По традиции считается, что Петр - учитель иудеев, а Павел - язычников. Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла.

Народный календарь

Петр и Павел. Петров день. Петровки. Праздник Петра и Павла. Петр-рыболов. Ярилин день.

Большой церковный праздник совпадает с древнейшим языческим праздником - Ярилиным днем, или днем палящего солнца, - апогей лета, после которого в природе начинается поворот к осени.

Обычаи. Петрову дню (в народном календаре день памяти апостолов Петра и Павла именуется одним словом: "Петровки") предшествует довольно строгий и долгий пост, называемый апостольским. Начинался он спустя неделю после Троицы, и от того дня, на который приходилась Троица, зависела его продолжительность. Петров пост был суровым, потому что в прежние времена даже овощей, кроме зеленого лука да щавеля, на грядках еще не было. Даже в лесу - ни ягод, ни грибов. В крестьянских закромах приближались к исходу зерновые припасы. Горше других переживали трудности в питании матери больших семейств - нечем было кормить детишек. Вот почему Петров день - "разговины" - конец Петровского поста начинался с предвкушения праздничного пиршества. Мужики говорили: "На Петров день - барашка в лоб". По обычаю к этому дню заранее у кого-то во дворе выбирали подходящего барана, выкупали его всем миром. Бывший хозяин обязывался откармливать барана к Петрову дню, а в праздничное утро его закалывали и устраивали "братчину".

Обычай устраивать "мирское" угощение повелся исстари. Согласно преданию, однажды из леса в какое-то село забежал олень. Его приняли за "дар Божий", закололи и съели всем миром. С тех далеких пор олени перевелись, и люди вынуждены были довольствоваться "мирским" бычком.

День памяти апостолов ("Петровки") состоял из двух частей: в первый день возносили молитвы Петру, а на следующий вспоминали Павла ("чтобы не обижался"), присоединив его к чествованию первых 20-ти апостолов Иисуса Христа.

Описание петровских праздников на Руси оставил нам немецкий путешественник Адам Олеарий (1655): "У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника несколько недель странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни и, схватясь одна за другую руками, водят круги и пляшут с рукоплесканием и притоптыванием ногами".

В описаниях Олеария верно подмечена народная традиция, согласно которой летние народные гулянья начинались на Троицу и продолжались на Ивана Купалу и на Петровки.

На Петровки помимо гуляний устраивали так называемые "обетные угощения", когда крестные отцы и матери (кумовья) навещали своих "крестников", угощая принесенными пирогами, а сватов (родителей своих названных детей) приглашали к себе и потчевали ужином. Этот обрядовый ужин назывался "отводным столом".

Приметы и наблюдения. Петров день- праздник Солнца (Ярилин день), макушка лета, Красное лето, разгар лета. "Петр-Павел жару прибавил". По многолетним наблюдениям, этот день обычно бывает сухим, жарким, светлым, а солнце "играет". В некоторых местностях молодежь всю ночь проводила в лесу - "караулили солнце", жгли костры до самого восхода солнца, развлекаясь возле них. Вообще в эту ночь затевали всякие развлечения: устраивали на дорогах завалы и пугали случайных и запоздалых путников.

Уже на следующий день веселье заканчивалось, все возвращалось на круги своя, продолжались изнурительные летние работы, хотя недалек следующий праздник - приближаются Спасы.

Говорили: "Придет Петрок (12 июля) - сорвет листок, а Илья (2 августа) придет - и по два сорвет". Действительно, с этого дня начинает падать лист. "Упало по листку с дерева, придет август - упадет по два". "Петр-Павел час убавил. Илья пророк (2 августа) два уволок".

"Соловьи поют до Петрова дня и замолкают, кукушка перестает куковать - ячменным колоском подавилась".

Если после Петрова дня соловей поет еще 3-4 или больше дней, то зима начинается после Покрова (14 октября), спустя 3-4 и больше недель. Если кукушка кукует посте Петрова дня, значит, лето будет хорошее, долгое и снег не скоро выпадет.

Традиции. В этот лень ставят в храме мирскую свечу в честь апостола Петра как покровителя рыболовства. Ему молятся рыбаки.

В Петров день самый разгар земной страды - сенокоса. Ставят стога. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу»

Петровки - день ярмарок.
С Петрова дня «зарница хлеб зарит». В этот день ходят к родникам - попить ключевой воды и умываться.
Сбор урожая грибов. Время консервирования ягод.

Именины. Павел. Петр. 

Значимые даты