Воскрешение лазаря и вход господень в Иерусалим

Неделя, следующая за воскресеньем св. Марии Египетской, называется "Неделей ваий", т.е. "пальм" (в России она получила название "Вербная"). Во вторник этой недели богослужение напоминает нам, что друг Иисуса Лазарь умер и что Господь воскресит его из мертвых (Ин. II). И все дни до субботы Церковь в своих песнопениях и стихирах продолжает следовать за Христом к Вифании - к гробу Лазаря. И вечером в пятницу, накануне празднования воскрешения Лазаря, "великие спасительные сорок дней" Великого поста завершаются.

Душеполезную совершившие четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (т.е. заботу) Твое...

Песнопение вечерни

Лазарева суббота является Пасхальным торжеством. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. На Литургии Лазаревой субботы Церковь прославляет Христа - "Воскресение и Жизнь", Который перед Своими страданием и смертью воскресением Лазаря утвердил прообраз всеобщей воскресения человечества.

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь

Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущым на земли явися (т.е. явился) своею благодатию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление (грехов).

Кондак

На Литургии вместо "Трисвятого" поется крещальный стих из послания к Галатам: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся...", напоминая нам о воскресном характере празднования и о том что Лазарева суббота была когда-то одним из великих крещальных дней Церковного года.

Именно за воскрешение Лазаря Христос и был прославлен народом как долгожданный Мессия, Царь Израилев, и, во исполнение ветхозаветных пророчеств, въехал в Иерусалим, Царский Град, сидя на молодом осле (Зах. 9, 9; Ин. 12, 12). Толпа встречала Его с пальмовыми ветвями в руках и с радостными криками: "Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Сын Давидов! Царь Израилев!" Именно это народное прославление привело первосвященников к окончательному решению погубить Его и предать Его смерти (Лк. 19, 47; Ин. 11, 53, 12, 10).

Сам же праздник триумфального Входа Господня в Иерусалим ("Вербное воскресенье") принадлежит к числу двунадесятых праздников. Его службы непосредственно продолжают службы Лазаревой субботы. Храм по-прежнему облачен в воскресное благолепие и непрестанно повторяется восклицание "Осанна!", обращенное ко Христу, Царю-Мессии, приходящему во имя Бога Отца для спасения мира.

На всенощной праздника читаются пророчества Ветхого завета о Царе-Мессии вместе с евангельскими рассказами о Входе Господня в Иерусалим. На утрене благословляются ветви, и мы держим их в руках в течение всей службы, показывая, что тоже встречаем Иисуса Христа как Царя и Спасителя.

Главный тропарь Вербного воскресенья тот же, что и Лазаревой субботы. Второй тропарь праздника, как и кондак, и другие стихиры и гимны, продолжают прославлять триумфальное явление Христа "за шесть дней до Пасхи", когда Он за Вечерей и на Кресте отдаст Себя за жизнь мира.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и еси вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Первая стихира вечерни

Спогребшеся Тебе (т.е. когда мы погребались с Тобою) крещением, Христе Более наш, беземертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Второй тропарь

И все мы, держащие в руках вербы и пальмы, славящие Вход Господень в Иерусалим, будем судимы вместе с иерусалимской толпой, ибо те же голоса, что кричали Ему. "Осанна!", через несколько дней будут вопить: "Распни Его!"

Значимые даты