Великий пост

В Православной Церкви Великий пост - это время не уныния и мрака, а радости и укрепления нашей любви к Богу и к человеку, просвещения всего нашего существа для причастия Святой Троице. Мы призываемся "помазать наши лица" и "очистить нашу душу, как мы очищаем тело". И уже первые песнопения Великого поста задают тон наступающему времени:

Великий пост

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше (т.е. подготовив себя), очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти (т.е. воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти), добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающее я любовию (т.е. дабы усовершенствовавшись в любви), да сподобимся еси видети всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся.
Возсия (т.е. воссияла) благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния...

Песнопения вечерни

Господь ждет от нас покаяния, а не бесплодных угрызений. Мы горюем о наших грехах, но делаем это в радости милосердия Господня; мы умерщвляем нашу плоть, но делаем это в радости Воскресения и вечной жизни. Во время Великого поста мы приготовляемся к Воскресению, как Христову, так и нашему собственному.

Следует особо сказать и о постной дисциплине в это время. После мясопустного воскресенья запрещается есть мясо, а после сыропустного яйца и молочные продукты. Эти правила, принятые из монашеской жизни, существуют не как фарисейское "неудобоносимое" бремя (Лк. 11,46), но как идеал, к которому следует стремиться, как средство духовного совершенствования, увенчанного любовью. И сами великопостные службы постоянно напоминают об этом:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отглаголания (т.е. не говорение) лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный.

Вечерня понедельника первой недели поста

Зная, что мы призываемся к великому усилию, надо стараться, чтобы поститься в полную силу своих личных возможностей, при том тайно, без похвальбы или я осуждения других (Рим. 14).

Кроме "аскетического" поста, православные (единственные среди всех христиан) соблюдают "евхаристический" или "литургический" пост. Он означает воздержание от самой Евхаристии.

Всякая Литургия есть пасхальное торжество причастия Воскресшему Господу, а Великий пост только приготовляет нас к нему, поэтому Церковь не служит Божественной Литургии в будние дни Четыредесятницы. Вместо этого неевхаристические службы расширяются добавочными чтениями Писания и великопостными песнопениями. Но чтобы все-таки не лишать верующих Святого причастия, по средам и пятницам Великого поста служится Литургия преждеосвященных Даров (см. ниже). А суббота и воскресенье все равно остаются евхаристическими днями: по субботам совершается обычная Литургия св. Иоанна Златоустого, к которой добавляются молитвы об усопших; а по воскресеньям - более длинная Литургия св. Василия Великого. Но, хотя евхаристический пост и прерывается по субботам и воскресеньям, аскетический пост продолжается и в эти дни, потому что он представляет собой наше единое усилие, начавшееся в мясопустное воскресенье и заканчивающееся Пасхой.

Значимые даты