Подготовка к Великому Посту

Первый знак приближающегося Великого поста - это евангельское чтение пятого воскресенья до его начала, повествующее о мытаре Закхее. В нем говорится о том, как Христос принес спасение грешнику и как тот совершенно изменил свою жизнь, потому что "искал видеть Иисуса, кто Он" (Лк. 19, 3). Так желание видеть Иисуса Христа и усилие для достижения этого начинают все наше движение через пост к Пасхе. Это - первый шаг спасения.

Следующее воскресенье посвящено Мытарю и Фарисею. Тут внимание сосредоточивается на двух людях, пришедших в храм для молитвы. Фарисей, хотя и жил праведно, но возносился перед людьми и, греша гордыней, был осужден. Второй, сборщик податей, обиравший народ и несомненно грешный, молился о прощении, получил его и был Богом оправдан (Лк. 18, 9). Что же касается нас, то мы призываемся увидеть самих себя в свете Христовом такими, какие мы есть на самом деле, и молить Его о милости.

В следующее воскресенье читается Евангелие о Блудном сыне. Слушая эту притчу о любвеобильном прощении Божием, мы призываемся "прийти в себя", увидеть себя пребывающими "в дальней стороне", далеко от Отчего дома, и решиться на возвращение к Нему. Господь обещает нам, что Отец встретит нас с радостью. Мы должны лишь встать и пойти, исповедуя созданное нами самими греховное отчуждение от того дома, к которому мы в действительности принадлежим (Лк. 11, 24).

Следующее воскресенье называется "мясопустным", так как в этот день в последний раз перед постом позволено есть мясо. На Литургии читается Христова притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). И мы тоже должны понять, что наши спасение и страшный суд зависят от реальных дел, а не от наших намерений и даже не от милости ' Божией. Мы спасаемся не только молитвой и постом, не только благочестием, но и служением Иисусу Христу и исполнением воли Божией в нашей жизни, к чему, кстати, в конечном итоге направлены и благочестие и молитва.

Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам; так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35, 36, 40).

И, наконец, накануне Великого поста, в день, называемый "сыропустным" или "прощеным воскресеньем", мы поем об изгнании Адама и Евы из рая. Вместе с ними мы видим себя лишенными рая, красоты и радости первоначального творения Божия. Видим себя в мире, разложенном грехом и смертью, и слышим слова Христовы о посте и прощении, и вступаем во дни Великого поста, прощая друг другу все грехи.

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Значимые даты