Особенности праздничного Богослужения

Праздники - это священные торжества, совершаемые во славу Божию и в память важнейших событий, радостных для Церкви. Для христиан торжества эти благотворны, потому что оживляют и утверждают в нас веру, упование и любовь к Господу, а также располагают нас к лучшему употреблению Даров Божиих. Соответственно этому назначению праздников Церковь отличает их богослужение большим благолепием своих обрядов, торжественностью молитв и песнопений и даже большим числом их и продолжительностью. Все принимает тогда в церкви вид более возвышенный, чтобы возвысить наш дух к созерцанию славных дел Божиих. Здесь и более блистательные и богатые облачения церковные, и большее освещение храма. Все это - символ духовной радости и образа света славы Божией. Тогда бывает обильное каждение, знаменующее обилие благодати, и чаще отверзаются царские врата, для напоминания о предметах небесных. В великие праздники бывает больше пения, больше славословий, а в величайшие из них, на Пасху например, почти все богослужение совершается посредством одного пения. Это есть выражение полноты духовных чувств. Ибо, как говорит Апостол, исполненные духом и "глаголют в себе во псалмах и пениих и песнех духовных" (Еф. 5, 19).

Большая или меньшая торжественность богослужения зависит от значимости праздника. Величайшее торжество, или, по выражению Церкви, праздник праздников Святая Пасха преимуществует перед остальными торжественностью и великолепием своего богослужения. За ним следуют праздники двунадесятые, великие и прочие. Двунадесятые и великие праздники всегда имеют всенощное бдение, и их богослужение преимущественно посвящено главному предмету торжества церковного. Остальные праздники не всегда имеют всенощное бдение, и канон праздника соединяется с каноном Богородице. К двунадесятым праздникам Церковь приготовляет нас предпразднетвом, за день или за несколько дней, напоминая о них в своем богослужении. После них также несколько дней Церковь продолжает некоторые праздничные песни, т.е. совершает попразднетво, вплоть до отдания празднику.

Всенощное бдение. На вечернем богослужении в двунадесятые и великие праздники обыкновенно сначала совершается малая или сокращенная вечерня - богослужение, принадлежащее празднику, но не сливающееся с утренею, а потом уже великая вечерня, которая называется всенощным бдением, потому что соединяется с утреней. Всенощное бдение начинается, при отверстии царских врат, каждением по всему храму, возгласом диакона: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздельней Троице", пением: "Приидите, поклонимся" и пением предназначительного псалма: "Благослови, душе моя, Господа". Так пением и продолжается большая часть богослужения. Поются стихи кафизмы (обыкновенно первая часть четвертой кафизмы) с хвалебною песнью "Аллилуйя", а потом и праздничные стихиры со своими псаломскими припевами. Церковь преисполнена желанием исполнить нас духовною радостью и благодарным чувством к Богу за ту высокую милость Его к людям, явление которой воспоминается на этом богослужении. Милостивое снисхождение Божие к нам для возведения нас к горнему изображается потом и Входом священнослужителей, нисходящих из алтаря к народу вратами северными и входящих опять в алтарь через царские врата.

Для лучшего объяснения верующим предмета праздника, после Входа, предлагается чтение паремий, т.е. древних указаний на сей предмет, особенно пророчеств. Так, на Троицу слышим описание явления Духа Божия при Моисее, пророчество о новозаветном излиянии Святаго Духа на всякую плоть (Иоил. 2) и другое пророчество об обновлении людей посредством того же Духа (Иезек. 36, 24 и далее).

Значительным прибавлением к вечерне в двунадесятые и великие праздники является лития, совершаемая в притворе храма. Это - всенародное моление вселенское. Церковь молится тогда о всем достоянии Божием, о всех христианах православных (Спаси, Господи, люди Твоя) и призывает всю Церковь небесную на помощь Церкви земной, призывает Всепречистую Владычицу нашу Богородицу, Предтечу, апостолов, великих святых иерархов, Богоотца Иоакима и Анну и всех святых. Церковь молится о стране нашей, о Святейшем Патриархе, о всем священном чине, о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, об отцах и братьях усопших, о сохранении всякого града и селения от голода, губительства, огня и других бедствий. Все это моление сопровождается многократным воззванием: Господи, помилуй! Наконец все с преклонением головы молимся, по гласу священника да молитвами святых Господь "покроет нас кровом крил Своих, отженет от нас всякаго врага, умирит нашу жизнь, всех помилует и спасет, яко благ и Человеколюбец". Обыкновенно с литиею соединяется и благословение хлебов.

Утреня двунадесятых и великих праздников, исполняясь подобно вечерне торжественными песнопениями, имеет также особенную часть в середине богослужения, перед каноном - полиелей, что в переводе на русский означает многомилостивое или многоелейное, так как в это время положено возжигать все светильники в храме. Два псалма (134-й и 135-й) поются с хвалебным припевом "Аллилуйя" и славят великие милости Божии к Древнему Израилю и тем возбуждают нас славить Господа за еще большие милости к новозаветному Израилю.

Еще торжественнее совершается славословие, когда к псалмам полиелейным присоединяется величание - пение, в котором Церковь славит величие Господа или Богородицу или Святых Господних. Величание совершается посреди храма пред иконою праздничною в показание того, что величание приносится от всех за то благодеяние Божие, о котором напоминает предлежащая икона. Песнь величания соединяется с избранными стихами псалмов, приличными празднику, и сопровождается каждением, "да исправится молитва наша, яко кадило перед Господом и величание наше да будет угодно Ему паче жертвы тучной" (Псал. 140, 2). Церковная песнь при этом всегда немногословна, чтобы все христиане могли повторять ее. Величание обыкновенно начинается так: Величаем Тя, Живодавче Христе (или Пресвятая Дево или Святый Апостол Христов), и только в день Благовещения имеет особую форму: Ангельский глас вопием Ти, Чистая, радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Преподобному вместо величаем говорим: ублажаем тя, т.е. именуем его блаженным, хотя в мире, среди пустынных подвиге, он не знал земного счастья, как мы его понимаем.

К праздничному утреннему богослужению относится и чтение Евангелия, сокаждение - обряд, пришедший из ветхозаветной церкви в христианскую. В начале пасхальной утрени священник кадит алтарь, затем выходит из него и останавливается у царских ворот храма и кадит находящуюся в притворе (т.е. западной части храма, отдаленной от средней части глухой стеной) братию. Самый способ каждения состоит в том, что священник делает кадилом знак креста. Каждение совершается на обычной утрени, на Литургии, в начале ее - по окончании проскомидии, т.е. первой части Литургии, на которой священнослужители готовят на жертвеннике все необходимое для Евхаристии, ответствующего священному воспоминанию Церкви. Это чтение показывает нам, что основание праздников христианских есть евангельское и научает принимать радости их с такими чувствами, с какими должно принимать само Святое Евангелие или благовестие небесное. Для засвидетельствования благоговейной любви к Господу, Богородице и святым после Евангелия верующим предлагается праздничная икона для целования, а в дни воскресные - само Евангелие с изображением Спасителя воскресшего. Перед чтением Евангелия слышим прекрасные песни, называемые антифонами степенными, потому что они заимствуют мысли свои из псалмов степенных песни степеней (Псах 119-133) и способны как бы по степеням возвышать дух верующего к высоте Божественной. Известнейшая из этого числа песня, которую чаще других слышим в праздники, следующая: "От юности моея мнози борют мя страсти; но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! Ненавидящий Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изеохше. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством священнотайне".

Замечательно еще одно священнодействие в праздники - это помазание верных освященным елеем. Хотя это помазание не есть Таинство, а только священный обряд, но обряд поучительный. Священник, знаменуя чела наши елеем во имя Пресвятой Троицы, желает, чтобы все мы носили в душах елей любви к Господу, были сами плодовитою маслиною духовною и, как ознаменованные именем Господа, были свободны от всякого зла.

Литургия. Эта служба меньше всего допускает изменений и приложений, но в двунадесятые и великие праздники, однако же, оглашается свойственными им торжественными песнями (в начале и в конце богослужения). Это соединение песен вечери Господней с песнями праздника учит нас тому, что мы не можем ничем лучше возблагодарить Господа за Его великие милости к нам и выразить нашу духовную радость, как благодарением Самого Спасителя нашего.

В начале Литургии слышим не только пение тропаря и кондака праздничного (на Часах), но и особые антифоны, составленные в честь праздника, т.е. избранные стихи псалмов, соединенные с песнями новозаветными. Так, в день Рождества Христова стихи псалма 110-го (Исповемся Господеви всем сердцем моим) от благодарения за чудеса древние переводят нас к благодарению за величайшее чудо новозаветное. Стихи псалма 111-го (Блажен муж бояйся Господа), изображая благоволение Божие к людям благочестивым, указывают на блаженное Царство благодати, явленное нисшествием нам Сына Божия, а стихи псалма 116-го (Рече Господь Господеви моему) прямо описывают благодатное воцарение Иисуса Христа. Церковь и показывает тогда, к чему должно обращать все эти пророческие песни. На первом антифоне поет она: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас", на втором: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуйя!", а на третьем - самый тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш".

Следует отметить также, что в некоторые праздники пенис трисвятого заменяется другим пением, а именно: во дни Рождества Христова, Крещения, Пасхи, Пятидесятницы и др. пением стиха: Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся; а в праздник Креста (на Воздвижение) песнью: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. В первых случаях напоминается нам, что в означенные праздники в древние времена совершалось крещение оглашенных и что для этих новых чад Церкви пели тогда такой стих Апостольский (Гал. 3, 27), который, изображая высокое достоинство верующих, омытых крещением, не менее возвышает' дух их, как и песнь трисвятого, напоминающая христианам о соединении их с ангелами. В последнем случае Церковь поучает тому, что Крест и воскресение Господа достойны славословий и земных и небесных.

В последней части Литургии вместо обыкновенной песни Богоматери: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, поется ирмос девятой песни из канона праздничного (так как эта песнь всегда посвящается похвале Божией Матери). В день, например, Светлого Воскресения Христова слышим вместо достойно следующий ирмос с припевом: "Светится, светится, новый Иерусалиме, слаба бо Господня на тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рождества Твоего".

Вечерня - так называется ежедневная церковная служба потому, что отправляется перед вечером, поскольку вечером началось творение мира.

Вечерня открывается (после начальных молитв) чтением 103-го псалма, называемого предначинательным, так как он предначинает собою вечернее Богослужение и в нем изображается мироздание в том порядке, как оно изложено у Моисея, и прославляется Создатель. Священник читает молитвы, называемые светильничными, потому что во храме зажигаются светильники. За псалмом следует великая ектения. В ней испрашивается именно то, чего мы лишились через грехопадение - о мире с Богом, о даровании мира ближним и самому себе. Чтением одной из кафизм Псалтири Церковь направляет нас к исповеданию грехов. Чтение кафизмы заключается малой ектенией.

За стихами псалмов поются песнопения, содержащие упования на Господа, что он не замедлит со своей помощью, называемые стихирами. Пение стихир заканчивается Богородичным (кратким) молением, обращенным к Пресвятой Богородице, об испрошении нам от Господа прощения и помилования. Затем поется песня "Свете тихий", которая изображает пришествие на землю тихого света в лице Иисуса Христа. Далее в стихирах стиховых Церковь воспевает прославленных уже святых.

После этого следуют трисвятое, молитвы к Троице и молитва Господня, поется тропарь святому и Богородичен, произносится сугубая ектения.

Утреня начинается великим повечерием. Это свидетельствует о том, что в древности на этот праздник не только вся ночь посвящалась богослужению, но не отделялось от ночного молитвенного бдения и навечерие. Тогда поется торжественная песнь Исайи: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог, песнь, в которой частое повторение С нами Бог! Она есть свидетельство духовной радости верующих, сознающих среди себя Еммануила. Тот же голос радости слышим на утрени - в стихирах и канонах, которые поучают, как должно нам обретать Господа и какие должны быть в нас плоды Его пришествия на землю. Главное содержание всех этих песен можно выразить начальной песнью канона: Христос рождается, славите: Христос с небес, сращите! Христос на земли, возноситеся!

На Литургии к празднику относятся торжественные песни в антифонах, а потом чтение из Апостола и Евангелия. Что в первых изображается пророчески, то в последнем - исторически и в виде поучения. Так апостол Павел (Гал. 4, 4 и далее) показывает цель пришествия к нам Сына Божия - да подзаконный искупит, и да всыновление восприимем, а сказание евангельское о поклонении волхвов Спасителю научат тому, чтобы и мы приносили Ему достойные дары. 

Значимые даты