О происхождении некоторых церковных песнопений

Как совершалось богослужение во времена Апостолов? Мы знаем из книг Апостольских, что было оно продолжительным, состояло из пения псалмов и священных песен, чтения и объяснения Священного Писания, совершения евхаристии, молитв и благодарения. Конечно, в со став нового богослужения вошли песни, воспеваемые тогда и в Иерусалимском храме, в которых воспоминались милости Бога к человеку с самого начала мира и ветхозаветные чудеса, являвшие то силу, то благость Божию. Это хвалебная и благодарственная песнь Моисея после чудесного перехода через Черное море: поем Господеви, славно бопрославися, благодарственная песнь Анны пророчицы, матери Самуиловой, песнь пророка Ионы, молитвенная песнь пророка Аввакума, молитвы царей Езекии и Манассии. К этим ветхозаветным песням христианское богослужение присоединило новые песни. Это песнь Пресвятой Девы: "Всличит душе Моя Господа", песнь ангелов: "Слава в вышних Богу и на земли мир", песнь Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", славословие Пресвятой Троице: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу". Воспевались, конечно, в молитвенных собраниях первых христиан молитва Господня: "Отче наш", "Господи, помилуй!", песнь Ангельская: "Свят, свят, свят, Господь Саваоф!" И Херувимская "аллилуйя", как полагают, тоже была обычна в богослужении первых времен.

Во II в. святой Игнатий Богоносец вводит в Антиохийской церкви антифонное пение. Этот обычай скоро распространился на всем Востоке. Одна из самых древних песней уже в том виде, как мы ее поем теперь, это великое славословие. Она была уже в употреблении вскоре после времен Апостольских. После победы над арианами св. Амвросий Медиоланский написал песнь: "Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем!". Она и доныне поется в благодарственных молебнах, а в Церкви западной - и во время Литургии, а также при совершении крещения и при коронации королей.

При патриархе Прокле в богослужение было введено трисвятое пение: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертпый, помилуй пас. Тогда произошло удивительное событие (439). Страшное землетрясение привело в ужас весь народ. Христиане крестным ходом обходили город, моля Бога прекратить бедствие. Вдруг во время молебствия отрок был поднят на воздух невидимой силой и, когда потом опустился на землю, рассказал, что видел лики ангелов, воспевавших: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный!" Как только это пение было повторено, землетрясение прекратилось. И тогда было положено употреблять эту священную песнь при богослужении с добавлением к ней слов: "Помилуй нас".

Творцом многих канонов был Роман, прозванный сладкопевцем. Он был пономарем при храме Богородицы в Константинополе. Полный смиренномудрия и пламенной любви к Господу, он проводил целые ночи в молитве. Роман не был силен в грамоте, плохо читал, и за это церковнослужители часто осмеивали его. Но Пречистая Богородица оказала ему милость Свою. Однажды, в ночь на Рождество Христово, Она во сне явилась ему и подала свиток. Проснувшись, он почувствовал в сердце необыкновенную радость: и когда за утреней ему пришлось петь на амвоне, он запел сладким голосом вдохновенную песнь: Дева днесь Пресущественнаго разсдает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. Все слушали с удивлением слова неизвестной им песни. Роман рассказал о случившемся с ним. С этих пор не оставлял его чудесный дар песнопения, он слагал вдохновенные кондаки на главные праздники Господние и Богородичные, на недели поста, на дни святых.

Уже с IV в. Церковь волновали еретики, отрицавшие или Божественность Сына Божия, или, наоборот, Его человечность. Тогда император Юстиниан изложил исповедание Божества и человечества Иисуса Христа в молитве, которая тогда же вошла в состав Литургии: "Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сын и изволивый спасения нашего ради воплотитеся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сын Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас".

В 573 г. патриарх Иоанн Схоластик ввел пение Херувимской песни: Иже Херувимы, которая в Великий четверг заменялась другой песней: Вечери Твоея тайныя днесь. Полагают, что он был и составителем этих песней. Впрочем, некоторые считают, что составителем ¦ второй песни был Иоанн Златоуст. В VII в., при патриархе Сергии, в Литургию была введена песнь: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи. В VIII в. св. Косма Маюмский, совоспитанник св. Иоанна Дамаскина, сложил хвалебную песнь Богоматери: Честнейшую Херувим, и тогда же она была включена в Литургию.

Тропари, которые поются перед малым Входом, принадлежат разным песнопевцам, жившим уже после Иоанна Златоустого. В некоторых церквах древности было обыкновение читать за Литургией или за утреней житие воспоминае-мого в тот день святого. Эти краткие песни стали называться тропарями и кондаками и принадлежат песнопевцам более позднего времени. Из собранных нескольких таких песней составились более пространные песни - каноны.

В начале VII в. в богослужение вошла песнь: Да исправится молитва моя, в богослужение Великого поста. В 612 г. введено было пение постом вместо Херувимской песни: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Св. Григорий Богослов оставил нам великое множество духовных стихотворений и песней. Так, на Рождество Христово поется на его слова: Христос рождается, славите. Полагают, что песнь "Богородице Дево, радуйся" написал св. Кирилл Александрийский.

Поборник истины против иконоборческой ереси и страдалец за истину, преподобный Иоанн Дамаскин посвятил Господу жизнь свою и чудный дар песнопения. Он воспевал милости Бога и восхвалял Его величие в высоких песнопениях. Вспомним составленную им службу Пасхальную, радостную и торжественную, антифоны и песни надгробные, высокопоэтические тропари святым и каноны праздничные, хвалебные песни Богородице: О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь! И многие-многие другие песни в честь Богородицы, называемые Догматиками потому что в них выражается догмат Церкви о воплощении Иисуса Христа! Все это дает нам основание сказать, что св. Иоанн Дамаскин по справедливости почитается в Церкви как один из величайших ее Отцов и Песнопевцев.

Значимые даты