Литургия преждеосвещенных даров

Как мы уже упоминали, Божественная Литургия не служится по будним дням Великого поста, но чтобы верующие могли быть поддержаны в своем подвижническом усилии принятием Святого причастия, совершается Литургия преждеосвященных Даров. Служба эта - весьма древняя: мы находим упоминание о ней в канонах VII в., а создание ее относится к еще более раннему времени.

Во все дни поста св. Четыредесятницы, кроме субботы и педели (т.е. воскресенья) и св. дня Благовещения, св. Литургия да бывает не иная, как преждеосвященных Даров. Пято-Шестой Собор, канон 52, б 92 г.

Автором ее по традиции считается папа римский св. Григорий Двоеслов (VI), однако та служба, которую мы совершаем сегодня в церкви, в большой степени есть вдохновенное литургическое творение христианской Византии.

Литургия преждеосвященных Даров состоит из торжественной великопостной вечерни, к которой добавлены перенесение Святых Даров в алтарь и причащение, но само освящение Даров в ней отсутствует. Они освящаются на Литургии в предыдущее воскресенье, откуда и происходит ее название. Служба совершается вечером по средам и пятницам или только в один из этих дней, который целиком должен быть посвящен духовной подготовке и пощению.

Порядок совершения этой службы такой. На вечерне, во время пения псалмов, преждеосвященные Дары переносятся с престола, где они хранились с воскресной Литургии, на жертвенник. После песнопений читаются Книги Бытия и Притч, между которыми священник благословляет коленопреклоненный народ зажженной свечой и словами: "Свет Христов просвещает всех", обозначающими, что вся премудрость, данная Церкви в Писаниях и Таинствах, исходит от Христа. Первоначально это благословение было направлено на оглашенных, готовящихся к крещению на Пасху и присутствующих на службе только до причастия верных.

После чтения торжественно поется вечерний 140-й псалом, с каждением*. Затем, после просительных ектений и отпуста оглашенных, преждеосвященные евхаристические Дары в торжественной безмолвной процессии переносятся на престол. Входное песнопение призывает верных:

Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится (т.е. торжественно приносится). Верою и любови о приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.

После ектеньи и молитв поется "Отче наш", верующие подходят к Причастию под пение стиха из 33-го псалма: "Вкусите и видите яко благ Господь. Аллилуйя". Затем следуют послепричастные стихи и верующие расходятся с молитвой к Богу, введшему "нас в пречестные дни сия ко очищению душам и телом, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения", чтобы Он дал нам "подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити... и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению" Христову.

Значимые даты