29 Августа

Православный календарь

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа ("третий Спас") (944). Мч. Диомида врача (298); прп. Херимона Египетского (IV). Феодоровской иконы Божией Матери (1239).

Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском г. Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах Господа дошел и до него. Не видя Христа, он уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом Авгарь послал своего живописца написать изображение Христа. Встретившись с художником в Иерусалиме, Спаситель обещал прислать одного из Своих учеников для исцеления Авгаря. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо, обтер его убрусом, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Авгарь, получив Образ, украсил его и установил в нише над городскими воротами.

В 944 г. император Константин Багрянородный вы купил Образ у эмира - тогдашнего правителя г. Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.

Феодоровская икона Божией Матери. Феодоровская Костромская икона Божией Матери известна с 1164 г., а в Кострому она прибыла 16 августа ст.ст. 1239 г. Икона называется Феодоровской потому, что в Костроме, до построения главного Успенского собора, она находилась в соборном храме во имя св. Феодора Стратилата. Значение ее в русской истории весьма велико: перед этой иконой юный царь Михаил Феодорович 14 марта 1613 г. получил от своей матери благословение на царство, после чего празднование иконы было перенесено с 16 августа еще и на 14 марта (все даты по ст. ст.). К этому знаменательному событию была приспособлена и сама служба перед иконой. Списков с иконы по России множество. В Москве прежде ежегодно совершался в сей день Крестный ход в Кремле с Феодоровской иконой Божией Матери, находившейся в церкви Рождества Богородицы, что в Кремлевском дворце.

Народный календарь

Третий Спас. Хлебный Спас. Спас на полотне. Спас на Холстах. Спожинки. Ореховый (поспевают орехи).

 Обычаи. На нерукотворной иконе Иисуса Христа лик Спасителя изображен на полотне. К этому дню в России крестьянки кончали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего начинали уже продавать.

Вот почему народ говорил: "Первый Спас (14 августа) - на воде стоять, второй Спас (19 августа) - яблоки едят, третий Спас - па зеленых горах холсты продают". Или: "Третий Спас - хлеба припас". Спас - хлебный, пекли пироги из нового хлеба. На Севере варили толокно. В XVIII в. в Московском Кремле находился государев хлебный двор. В нем работали 70 человек, выпекавшие в этот день всевозможные виды хлеба: крупчатый, мельничный, овсяный, простой, решетный, ситный. Пекли на Спас и сладости: калачи, кренделя, сайки, сухари и булки.

Приметы и наблюдения. Спас Ореховый. К этому дню поспевают орехи. Отлетают последние ласточки. Считали, что ласточки отлетают в три Спаса. Журавль отлетает к третьему Спасу. Если он отлетит к этому сроку, "то па Покров (14 октября) жди мороз, если нет, то зима будет позже".

У смородины обрывают листья, пораженные болезнью, называемой "ржавчина".

Именины. Аким. Демид.

Значимые даты