2 Августа

Православный календарь

Пророка Илии (IX в. до Р.Х.); прп. Аврамия Галичского (1375); прмч. Афанасия Брестского (1649). Абалацкой иконы Божией Матери.

Пророк Илия. По повелению Божию попросил пророк Илия (в переводе с еврейского: "Бог - моя сила") царя собрать весь народ и всех пророков Ваала, которых оказалось около 450. Илия предложил им на деле доказать, чей бог истинный. С этой целью соорудили два жертвенника, возложили на них дрова и жертвы, а огня не зажгли. И стали пророки Ваала просить у своего идола огня.

Весь день они кричали до безумия, но безрезультатно: дрова не воспламенились.

Тогда воззвал к Господу Илия. И тут ниспал с неба огонь, сжег и жертву, и дрова, на которые было вылито несколько ведер воды. Сгорели даже камни вокруг. Увидев это, упали на землю все присутствующие и закричали: "Господь есть Бог, Господь есть Бог!"

Так Господь явил свое могущество и любовь к тем, кто верен Ему. А пророки Ваала оказались обманщиками.

Господь открыл Илии, что он не умрет, а будет взят на небо живым. Ученику Илии Елисею очень хотелось это увидеть, и потому он повсюду стал неотступно следовать за учителем, не соглашаясь оставить его ни на минуту одного.

Однажды пришли они в крупный город Иерихон. Подошли к Елисею пророки и спросили: знает ли он, что его наставника сегодня Господь возьмет к себе?

Елисей ответил, что знает. Подошли они с учителем к реке Иордан, и ударил Илия своим плащом по воде. Вода расступилась, и они перешли реку посуху. Тогда сказал Илия Елисею, чтобы тот попросил его о чем-нибудь, прежде чем они расстанутся. И Елисей попросил передать ему от учителя дух, который в нем.

Разговаривая, шли они по дороге. И вдруг явилась огненная колесница, в которую впряжены были огненные кони. И вознесся Илия на небо в этой колеснице. Затрепетал Елисей. А потом поднял плащ своего учителя и ударил им по воде. Вода, как и в первый раз, расступилась. И Елисей понял, что получил он великий дар пророчества.

Бог взял Илию на небо живым. Тем самым был преодолен закон, положенный Адаму, - возвращение на землю, откуда взят человек. В этом смысле Илия - предтеча Христа.

Во время Преображения Иисуса Христа Илия являлся вместе с Моисеем и должен также, по преданию, явиться перед вторым пришествием Христа на землю. Илия - единственный представитель ветхозаветного человечества, которого христианский культ признал наравне со своими святыми.

Среди русского народа св. Илия пользуется особенным уважением и принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем Угодником.

Народный календарь

Ильин день. День Пророка Ильи. Илья Пророк. Илья Громовержец. Илья Громоносный.

Это последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья - повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

Обычаи. В средней полосе России, по старому календарю, в конце июля развертывалась массовая жатва хлебов. Поскольку в 1918 г. календарь в нашей стране передвинулся на 13 дней вперед, это время теперь совпадает с началом августа. И Ильин день стал августовским праздником.

В народе говорили: "Илья Пророк - жатве срок". "Жито поспевает к Ильичу дню, а убирается - к Успенью" (теперь - к 28 августа).

Ильин день - крайний срок сенокоса: "До Ильина дня в сене пуд меда, а после - пуд навоза".

Ильин день - своеобразный день отсчета многих хозяйственных дел: "К Ильину дню заборанивай пар". "Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра (к 31 августа, а коли рожь поспевает позже, то и сеять надо позже, до Семенова дня (до 1 сентября)"

Ильин день - время выпечки хлеба из новой ржи. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. Говорили: "То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб", "У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт". Или: "Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом". В Ильин день в деревнях выпекали первые колобки и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол избы: в августе жатве конец, хлеб на зиму запасен.

Ильин день - время устройства новых постелей из новой соломы: "Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (первой) соломе". При этом считали, что "Ильинская солома - деревенская перинка".

Ильин день - время обновления места для стоянки пасеки (при кочевке на разнотравьях). В последний раз пчеловоды меняют местопребывание пчел, для того чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. По этому поводу бывало присловье-поговорка: "Богат, как ильинский сот".

Ильин день - начало охоты, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности волчьи норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Если на Ильин день удавалось вернуться "с полем", добыть "серого", - это был признак того, что удача дет сопутствовать весь сезон.

Поверья. Ильинские грозы считались целебными.

Крестьянки собирали дождевую "ильинскую" воду и потом долго умывались ею или окачивались от "призору", т. е. от худого, недоброго "глазу".

Приметы этого праздника были такими ("От грома и в доме не уйдешь"), что люди в этот день не работали, опасаясь возможной грозы или "гадов, которым в этот день давалась воля". В силу дурного поверья в этот день не пускали в избу кошек и собак.

Особенно опасались крестьяне возникновения стихийных пожаров в местах заготовки сена. Поэтому "На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут - спалит гроза", "На Илью грех возить сено - Илья сожжет его". И вообще, поскольку "Илья грозы держит" "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается", "Вознесение с дождем, Илья с грозой", "Илья Пророк поехал копени считать".

Приметы и наблюдения. С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночи - на прибавление. "Илья Пророк два часа светлого времени уволок". "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна". На Илью обыкновенно бывают "воробьиные ночи", когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться: "Илья воду остудил", "Олень копыто замочил - купанию конец", "На Илью камень утром прозябает", "Придет Илья, принесет гнилья (дождь)".

"Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год". Или: "Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) - к обильному урожаю на следующий год".

Значимые даты