14 Августа

Православный календарь

Присхождение (изнесете) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднство Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Семи мчч. Маккавеев (166 до P. Х.), мчч. Леонтия, Аттия, Александра, Киндея (III); св. Боголепа-отрока (1167). Начало Успенского моста. Воспоминание Крещения Руси вел. кн. Владимиром в 988 г.

Выбор веры. Воспоминание Крещения Руси вел. кн. Владимиром в 988 г. Древний летописец повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане вместе с иудеями присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь собрал бояр и градских старцев и потребовал совета. "Государь! - сказали бояре и старцы, - всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству"... Послы увидели в стране болгар (хазар с иудейской верой. - Прим. ред.) храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. "Да созерцают славу Бога нашего!" — сказал император и приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал Литургию.

Великолепие храма, богатые одежды, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян. Им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется...

Возвратясь в Киев, послы говорили князю: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной". Владимир желал еще слышать мнение бояр и старцев. "Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его".(Н. М. Карамзин)

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест из-за часто бывавших в августе болезней. Накануне изнесения Креста его доставали из царской сокровищницы и полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему Константинополю, Крест предлагали народу для поклонения. В Русской Церкви это празднство соединилось с воспоминанием крещения Руси 1 августа 988 г.

В "Сказании действенных чинов...", составленном по повелению Патриарха Московского и Всея Руси Филарета, пишется: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского..." Вместе с освящением воды совершается и освящение меда. С этого дня благославляется вкушение его нового сбора. В связи с освящением воды праздник также называется "Спас на воде", "Мокрый Спас".

"Первый Спас". "Первый Спас", "Медовый Спартак и по сию пору зовут в некоторых местах Руси первое августа. Этот день - праздник пчеловодов; пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас заламывай соты", - говорят в народе. Поселяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно, откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена в росах. Действительно, с 1 августа ст.ст. выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XVII).

Нaродный календарь

Первый Спас. Медовый Спас. Спас на воде. Спасовка. Маковей. Маккавей. Лакомка. Медовый праздник. Пчелиный праздник.

Называется Медовым потому, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов.

Спасовки - первые две-три недели августа (по старому стилю 1, 6, 16 августа). Первый Спас - Медовый, второй - Яблочный, третий - Спожинки.

Обычаи. Первый Спас - Медовый. Для крестьянина этот день - большой праздник. "На первый Спас и нищий медку попробует". "Первый сот - сиротам, вдовам, больным". "Пасечники заламывают (подрезывают) соты". "Не заломишь соты - соседние пчелы вытаскают весь мед". Только с этого дня разрешается есть сот. Пекут пироги с пшенной кашей и медом.

Приметы и наблюдения. Отцветают розы. По народному поверью: "Когда перестают цвесть розы, тогда происходит перемена в росах". Отмечается отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов. Первый пролет журавлей.

Проводы лета. Может быть первый осенний ранний ночной заморозок. Начало холодных рос. "Если дождь в этот день, то мало пожаров бывает".

Традиции. Купают в последний раз лошадей. На Маковея собирают мак. Собирают и лесную малину, которая издревле служит лекарственным растением: используют листья, стебли и цветки малины. Настой из цветков применяют как противоядие против укусов змей и скорпионов, отваром цветков промывают воспаленные глаза; водным настоем цветков полощут горло при ангине; траву, цветки заваривают при простуде.

Крестьянские заботы: "Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины; защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, а также поспевшие ягоды черемухи". После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку.

Пища. С 14 августа начинается Успенский пост, в честь Успения (кончины) Богородицы, которое отмечается 28 (15) августа. Несмотря на необходимость поститься. Спасы праздновались легко, потому что крестьянский стол буквально ломился от обилия разнообразной растительной пищи. Совсем не то, что в Петровский пост, когда кроме зеленого лука да щавеля, нечего положить в крестьянское варево. Потому и говорили: "Петровка - голодовка, а Спасовка - лакомка". Особенно радовались обилию меда, которым угощали всех окружающих.

В день первого Спаса верующие несли в церковь святить венки, сплетенные из колосьев, туго налитых новым зерном, и мед в выломленных сотах.

И по сей день соблюдается особый церковный ритуал "изнесения" Креста на дороги и улицы городов и селений и для "освящения водных мест и отвращения болезней". На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны. На Литургии освящается вода. В иных местах в прежние времена совершали "Крестный ход на воду". Верующие шли к колодцам, на реку или озеро.

После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в "святую купель" стадо. Считалось, что освященная вода будет сберегать впредь всех от разных недугов - и людей, и животных.

С Крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь.

В селах и больших городах Руси этот день праздновался как день торжества напряженного крестьянского труда. Одновременно это был день "воздания почестей" всякой влаге - животворящему источнику всего растущего, колосящегося, цветущего.

Начало Успенского поста называют Госпожинками, или Спожинками, связывая это название с жатвой хлеба, страдной порой (см. еще 28 августа).

Именины. Антонин. Александр. Гурий. Елизар. Кириак. Леонтий. Маркел.

Значимые даты