Переходящие праздники в апреле - 4 апреля - 7 мая

Пасха, светлое христово воскресение

Приготовление верующих к Пасхе. В течение семинедельного Великого поста (6 недель + Страстная седмица) перед Пасхой обычно справляют два великих праздника - Благовещение и Вход Господень в Иерусалим, а также множество памятных дней. Каждое утро совершаются службы в честь каких-либо святых. У каждого святого в календаре Русской Православной Церкви есть свой определенный день.

Празднование Пасхи служит точкой отсчета большого ряда праздников. Они празднуются в определенном отдалении от Пасхи: одни - перед нею, другие - после нее. И, кроме того, с нею же связаны памятные дни, требующие особого богослужения. Например, в дни Великого поста, в субботу его второй недели, поминают усопших родственников; третье воскресенье называют Крестопоклонным - пекут "кресты"; в субботу шестой недели отмечают Воскрешение Лазаря. Из святых в дни Великого поста чествуют только двоих - Иоанна Лествичника и Марию Египетскую. Первого - в четвертое воскресенье Великого поста, а вторую дважды - в четверг пятой недели и в пятое воскресенье.

От дня празднования Пасхи зависит время соблюдения других праздников.

Страстная неделя.

Неделя святая, славная, великоденская, великая, радостная. Страстная неделя - это последняя неделя (седмица) Великого поста, включающая шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Всю эту неделю полагается для верующих особенно строгий пост "ради Страстей Христовых" и для достойной внутренней подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения.

В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью. А страсти - это страдания, которые претерпел на кресте Христос за грехи человеческие. Отсюда и неделя, когда он был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и когда воскрес, называется Страстной. В эти Великие дни перед верующими проходит вся жизнь Христова, все чудеса, сотворенные им на земле, и все его учение.

Начиная с Вербной субботы, церковные песнопения ведут верующих по стопам Христа. С зажженными свечами они таинственно участвуют в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть. С ветвями верб при пении "Осанна" молящиеся встречают Его у врат Иерусалима. Вербное воскресенье есть уже наступление Страстной седмицы. Каждый последующий день этой седмицы приближает всех верующих к великой, таинственной ночи Воскресения.

Великий понедельник.

Православные вспоминают бесплодную смоковницу, высохшую до корня, как образ человека, погибающего в нераскаянии. Обратимся к Евангелию.

"И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, ничего не нашел на ней, кроме одних листьев, говорит ей: « да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: Истинно говорю вам - если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: "Поднимись и ввергнись в море", будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 19-22). Участь смоковницы выражала судьбу народа богоизбранного. Вчера был день для него самый решительный: явился долгожданный Мессия. Но великие и малые, старые и юные остались равнодушными, хотя и восклицали: "Осанна!" и поэтому Господь сказал народу: "Оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38). Проклятая смоковница выражала также судьбу и каждой души, грешной и нераскаянной.

Великий вторник.

На утрени вспоминаются события, описанные у Евангелиста Матфея (22, 15-23). Но собственно содержание свое служба вторника заимствует из притчей о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь руководствует верующих к духовному бодрствованию ввиду страданий Господа за нас, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает, как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: "Понеже сотворити единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите" (Мф. 25, 40).

Великая среда.

Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростию и убить Его, некая жена "грешница" возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.

Вот как это было. Уже наступил вечер, когда грешница, чью душу много лет терзали злые страсти, и она сама была как бы в плену демоническом, узнала, что Христос находится в Вифании, в доме Симона прокаженного. Сюда она и решилась войти. Ей, всеми презираемой женщине, можно было переступить порог этого дома, чтобы исповедать свои грехи всенародно, потому что прокаженные сами были отверженные, им нельзя было оставаться в городе, к ним в дом боялись входить. В надежде покаяния побежала она туда, не боялась, что будут думать и говорить о ней люди. Из всех имеющихся у нее сокровищ захватила она только сосуд с нардом15. Это было дорогое, купленное страшной ценой позора благовоние. В те времена нард готовили как благоуханное миро16, которое, как высокоценное масло, держали в драгоценных хрупких сосудах с узким горлышком, чтобы миро вытекало по капле. С этим сосудом вошла она в дом.

Гости, бывшие в доме прокаженного, встретили ее презрением и негодованием. Одновременно она обратила внимание на то, что присутствовавший здесь Учитель встречен был не с должным почтением. Ему не оказали здесь самого обычного гостеприимства: не вымыли ноги, не помазали голову маслом, как было принято на Востоке.

Тогда грешница, как бы привлекаемая какою-то силой, осмелилась подойти к самому ложу Христа (на востоке в те времена вкушали пищу, возлежа на ложах. - В. У.). Взглянув в лицо Учителя, грешница поняла, что ей нечего рассказывать, что вся ее темная жизнь, все ее страсти уже известны Ему. Однако ей почему-то не было страшно. Напротив, она поняла, что если кто и сможет простить все ее прегрешения, то только один Он.

Бесконечная благодарность, пламенная любовь к Милосердному охватила ее душу и со слезами раскаяния упала она к ногам Его. Эти ноги были в дорожной пыли, но ее слезы смыли эту пыль, ее волосы от энергичных движений распустились, и она ими отерла омытые ноги. Не смутили ее насмешки и негодование присутствующих. Она верила, что именно здесь надо искать спасения. Схватив принесенный с собой сосуд, свое сокровище, стала она возливать миро на голову. Однако миро вытекало из флакона медленно, по капле. Тогда она разбила хрупкий сосуд, и благоухающий нард струями полился на голову, одежду и ноги Сидящего.

Грешница принесла к ногам Пророка свое благоговение перед Ним. Не побоялась она насмешек окружающих. Потому что бесконечная любовь загоралась в душе се, и всю себя принесла она в жертву. И ее жертва не была отвергнута: "Прощаются тебе грехи твои многие за то, что ты возлюбила много", - услышала она. По одной из версий, упала к ногам Христа презренная грешница, а встала равноапостольная Мария Магдалина, потому что, по преданию, это была именно она.

Здесь уже, в противоположность бескорыстному ее поступку, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из 12 учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-грешница и порицается, и проклинается сребролюбие и предательство Иуды: "О, Иудина окаянства, от него же избави, Боже, души наши".

"Приближается праздник опресноков, называемый Пасхою; и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег. И он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе" (Лк. 22,1-6).

О предательстве Иуды лучше других сказал святитель Феофан Затворник:

"Поразительно в Иуде то, что внешне он ни делами, ни жизнью, ничем не отличался от других апостолов. Если бы Иуда вовремя открыл Христу свою страсть (сребролюбие, "что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников" - Мф. 26, 15). Врач душ и телес исцелил бы болезнь его. Покайтесь на исповеди в главной страсти, чтобы лобзанием Чаши при причащении не предать Сына Человеческого".

Великий четверток (четверг).

Воспоминание Тайной Вечери. В этот день вспоминаются события, предварившие шествие Спасителя на вольную страсть: совершение Иисусом Христом последней пасхальной вечери с  омовением ног и установлением Таинства евхаристии и предательство Иуды.

Обо всех этих событиях мы узнаем из апостольских чтений в Евангелии. Здесь же находим определение установления Таинства, его цель, достойный образ приготовления к нему и принятия его. Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших Тайной Вечери, сопровождавших ее и последовавших за нею.

Вот как складывались события этого дня в соответствии с повествованиями свв. евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.

В четверг Иисус Христос решил провести со своими учениками последнюю праздничную трапезу - Вечерю (ужин). Так как Христа преследовали, то Вечеря была Тайной.

Иисус сел с 12 учениками за стол и сказал им: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Взяв чашу и, поблагодарив, сказал: "Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие". И, взяв хлеб и благодарив, переломил и подал им, говоря: "Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание". Также взял чашу после Beчери, говоря: "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается". На этой Вечере Христос впервые установил для всех христиан, в т.ч. своих учеников, Таинство Евхаристии (Причащения), во время которого под видом хлеба и вина христиане принимают Тело и Кровь Спасителя.

Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после Тайной Beчери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды, одного из учеников Христа. Иуда привел воинов и священников в сад и предательским поцелуем указал на Иисуса. Тогда Иисус со скорбью спросил его: "Иуда, целованием ли предаешь Сына человеческого?" Так Иуда Искариот выдал своего Учителя, получив за это тридцать сребреников.

В Великий четверг, созерцая Спасителя уже в последние перед страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему в так понятной сердцу человеческой скорби Его духа. Но, зная, Кто этот Страдалец, и зачем, и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места для чувства благоговейной любви к Грядущему на вольные страдания и благодарному прославлению Его. Прославляя бесконечную любовь Спасителя, подъемлющего всю тяжесть грехов человеческих, и невыразимое смирение Его, умывающего ноги рабам Своим, Святая Церковь благоговеет пред чашею жизни вечной, предложенной Создателем, славословит кровавую молитву Гефсиманскую Спасителя.

Народный календарь

Великий четверг Традиции.

Великий или Чистый четверг всегда на Руси был наполнен особыми благоприятными приметами. В Чистый четверг, отстояв в церкви утренний молебен, несли горящие свечи домой. И если по пути удавалось уберечь огонь от ветра и внести горящую свечу в избу, считалось, что год урожайным будет. Эта церемония превращалась в своеобразное состязание, и иные ухитрялись даже на сильном ветру сохранить пламя свечи до самого дома. Урожай у них оказывался гораздо большим, чем у других.

Обычаи. С утра в этот день взрослые члены семьи на несколько минут брались каждый за свое дело: мужчины плели лапти, вили веревки, тесали топорище; женщины садились за ткацкий стан или за шитье и вязанье, девушки - за вышивку или плетение кружев. Короткое время сосредоточенной работы в Великий четверг вселяло убеждение, что весь год в семье у всех будет достаточно работы, обеспечивающей домочадцам благополучное существование.

Суеверия. Женщины во второй половине дня выносили в курятник нагоревшую за дни Страстной недели золу: считали, что свежая зола, в которой "купались" куры, способствовала лучшей яйценосности. Это и в самом деле подтвердилось опытом и позже получило научное объяснение: зола изгоняла паразитов, заводившихся у кур под перьями. Они становились спокойнее и действительно лучше неслись. Такое же практическое значение имела и печная зола, накопленная накануне. Ее употребляли как средство борьбы с капустным червем. Для этого, правда, годилась любая зола, но более "сильной" считалась зола, нагоревшая в дни Святой недели.

Великий пяток (пятница).

В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На утрене Великой пятницы (совершается обычно в ночь на пятницу) читаются двенадцать чтений из Четвероевангелия, повествующих о Страстях Христовых. Верующие во время этого богослужения держат в руках зажженные свечи, символизирующие величие Спасителя во время страданий, любовь к Нему и духовное бодрствование христианина. В этот день литургии не бывает. Вместо нее утром служатся Царские Часы. А в третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение Его.

Проследим хронику этого дня, как это отражено в Евангелии от Матфея.

"И вот Иуда один из двенадцати пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями... Взявшие Иисуса отвели Его к Кайафе первосвященнику... /он/ сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!.. Как вам кажется? Они же /книжники и старейшины/ сказали в ответ: повинен смерти" (Мф. 26, 20-21, 26-28, 36, 47, 57, 63-66). В Евангелии от Иоанна читаем следующее. "От Кайафы повели Иисуса в преторию... Пилат вошел в преторию и призвал Иисуса... Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус ответил: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине... Пилат сказал Ему: что есть истина?.. Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский!.. И сказал Пилат Иудеям: се Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его!.. Тогда наконец он предал Его на распятие. И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону... После того Иисус, зная, что уже все совершилось... говорит: жажду... Воины, наполнивши уксусом губку... поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И, преклонив голову, предал дух" (Ип. 18, 28, 33, 37-38; 19, 1-3, 13, 15, 16-18, 28, 30).

Великая суббота (Суббота Покоя). В этот день все служит приготовлением к великому торжеству Воскресения. В канун Пасхи вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе и Его сошествие душою в ад. Вот что об этом сказано в Евангелии.

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Были же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "После трех дней воскресну"; Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: "Воскрес из мертвых"; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф. 27, 57-66).

Великая суббота.

В субботу во время Литургии (а начинают с вечерни) читаются 15 отрывков из Ветхого завета, пророчеств, возвещающих Воскресение Спасителя. Во время Литургии Великой субботы священнослужители преоблачаются из темных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника.

Таинственным ожиданием исполнена вся чрезвычайная утреня Великой субботы, преддверия Пасхи. Не отверсты врата алтаря, и пение погребальное беспрестанно прерывается воскресными гимнами, а зажженные в руках верующих свечи проливают свет по всему храму. В самом начале утрени, после шестопсалмия, тропарь выражает это смешение плача и ликования: "Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвил и вонями, во гробе нове, покрыв, положи". "Егда снисшел если к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил если блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, тогда вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, слава Тебе". "Мироносицам женам при гробе, представ, Ангел вопияше: лира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чужд!" Около Плащаницы начинается другое смещение ветхозаветных песней Давида с новозаветными похвалами, певец отвечает другому стихом похвал на каждый стих псалма.

После великого славословия, состоящего из девяти песен, при тихом пении трисвятой песни совершается опять торжественный ход с Плащаницей, и хотя, кажется, обряд этот есть отчасти повторение вечернего, однако духовно они отличаются. Тогда, подражая Иосифу, мы только предавали гробу Божественное Тело. Здесь же торжественным несением Плащаницы вокруг церкви с хоругвами знаменуется то, что и во время земного Своего отдыха Господь действовал, как победитель, ограждая Свою Церковь сокрушением ада. И другое таинственное действие изображает Плащаница: когда, возвратясь в храм, священнослужители, прежде чем возложить ее на одр, приносят к царским дверям алтаря пред лице престола. Это означает, что умерший ради нас Христос никогда не отлучался Божеством Своим от престола славы Очей. По совершении хода, над тем же гробом, готовым упраздниться, возглашает свидетель грядущего восстания мертвых, пророк Иезекниль: "На мне была рука Господня и Духом Господним извела и поставила меня среди поля, полного костей человеческих, обвела окрест их, и много их было на лице поля, и сухи все. Дух рек ко мне: Сын человеческий, оживут ли кости сии? - И я воскликнул: Господи, Ты знаешь!.. И ожили они все и стали на ногах своих..."

Посреди этих радостных ожиданий евангелист Матфей еще раз повествует о последней злобе иудеев, думавших с помощью стражи и печати удержать во гробе Сына Божия.

Чтением Апостола завершается субботний погребальный день. Как бывает в природе, когда лучи еще не появившегося солнца озаряют только верхушку гор, - так освящается и Церковь зарею Солнца правды, готового воспрянуть. Первые его отблески появляются на алтаре. Четыре иподиакона в светящихся ризах приходят сменить черную стражу вокруг Плащаницы, как бы в лице ангелов и ожидая мироносиц. Три отрока перед ней поют: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех".

Свершается литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни слышится: "Да молчит всякая плоть человеча...".

Приблизился вечер Великой субботы. Скоро и полночь. Оставшиеся субботние часы проходят в чтении Деяний апостольских.

"Приблизившись к гробу, находясь в шагах полутораста от него, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба. Вдруг стало очень светло. Мы не могли сразу понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сияющего облака: оно опустилось над гробом, и там, над землею, показался человек, как бы весь состоящий из света. Затем раздался удар грома, но не с небес, а на земле. От этого страшного грома... стража в ужасе вскочила, а затем упала... Очень большой камень, лежавший на крышке гроба, как бы сам собою поднялся, открыв гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет исчез... Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного в нем человека".

На рассвете Саломия - мать учеников Иоанна и Иакова, Мария - мать апостолов Иакова и Иуды и Мария Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ими ароматами тело Иисуса. Когда они подошли к пещере, то увидели, что камень отвален, а войдя в пещеру, обнаружили Ангела, облаченного в белую одежду, который сказал им: "Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес".

Когда женщины пошли возвестить ученикам о Воскресении, их встретил Иисус и сказал им: "Радуйтесь!" Они возрадовались и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал: "Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Женщины, придя к одиннадцати ученикам, сказали им, что видели воскресшего Иисуса, но те не поверили. Все-таки Петр и Иоанн побежали ко гробу, им хотелось самим убедиться в Воскресении Христа. Они думали, что Христос будет настоящим Царем их государства, и не могли еще усвоить слов Христа: "Царство Божие внутри вас есть".

Иоанн прибежал к пещере, где был похоронен Христос, быстрее Петра, но не вошел в пещеру. Петр же, войдя во гроб (пещеру), увидел одни пелены, которыми было обернуто тело Христа, и отдельно лежащий платок, покрывавший голову Христа. Тогда вошел и Иоанн, увидел пелены и поверил, что Господь воистину воскрес.

Сначала Иисус явился на дороге в Эммаус двум ученикам своим и стал невидимым для них. Эти ученики пошли в Иерусалим, нашли вместе собравшихся одиннадцать апостолов и стали рассказывать им, что произошло с ними в пути. Когда они говорили об этом, Сам Иисус стал посреди их и сказал: "Мир вам!" Ученики испугались, думая, что видят духа. Но Иисус сказал: "Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня". И показал им Свои руки и ноги, со следами ужасных ран от гвоздей".

И сказал Иисус им: "Дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

"Вот как об этом факте говорится в Евангелии от Иоанна. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: Мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа... Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали Ему: Мы видели Господа. Но он сказал им: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: Мир вам! Потом говорит Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 19-20, 24-29).

Утром в Светлое Воскресенье Христос в саду Иосифа явился Марии Магдалине и в течение сорока дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. Ученики Христа стали апостолами.

Христиане празднуют Воскресение Христа - Пасху в третий день по распятии. В течение всей пасхальной седмицы Царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются в знак того, что Господь воскресением своим открыл нам врата Царства Божия. День святой Пасхи для христианина - праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть рассматривается после Воскресения Христова как состояние временное, "сон" в ожидании будущей жизни.

Следующая за Пасхой седмица (т. е. семь дней недели) носит название Светлой. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда. Пасхальное воскресенье является первым днем Светлой (пасхальной) недели. На период от Пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

Следуют за Пасхой: Фомина неделя (вторая по Пасхе), начинающаяся с воскресенья - Красной горки; на вторник этой недели приходится Радоница - поминовение усопших, т. е. день, когда православные христиане после заупокойной литургии и панихиды посещают могилы родных и близких, чтобы возвестить им пасхальную радость. В среду четвертой недели по Пасхе отмечают Преполовение Пятидесятницы, в четверг шестой недели - Вознесение, в четверг седьмой недели - Семик; I в воскресенье после Семика бывает Троицын день, а в понедельник после Троицы - Духов день.

Троицкая неделя (седьмая после Пасхи) насчитывает восемь дней. Она начинается в воскресенье в День Троицы. После этого порядок исчисления дней в неделе становится прежним - с понедельника до воскресенья.

Народный календарь

Пасха

Обычаи. С праздником Пасхи исстари связано много самых светлых и добрых традиций. К празднику пекут куличи, делают пасху и красят яйца. Их освящают в церкви. Освящение - это такой обряд, которым люди, место или вещи посвящаются для святых целей. Яйцо стало символом Пасхи. К яйцу относились и относятся сейчас с особым почитанием, ведь в нем зарождается жизнь.

Обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины, которая, придя к императору Тиберию в Рим и поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует наше возрождение, искупленное кровью Иисуса Христа.

Много разных предназначений у пасхального яйца: с ним люди "христосовались" друг с другом, приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям, с яйцом шли на кладбище - помянуть близких.

Поверья. Считалось, что пожар потухнет, если бросить в него освященное в церкви яйцо. Умывались водой, в которую опускали "крашенку", чтобы быть здоровыми и красивыми.
 

Значимые даты