9 апреля

Православный календарь

Мц. Матроны Солунской (III-IV); мчч. Мануила и Феодосия (304); Иоанна Прозорливого, Египетского (ок.395).

Святая мученица Матрона Солунская. Была рабыней иудеянки Павтилы, жены одного из военачальников г.Солуни (Фессалоники). Госпожа настойчиво пыталась совратить свою рабыню в иудейство, но, как оказалось, тщетно. Св. Матрона безбоязненно и твердо исповедовала веру Христову, продолжая ходить в церковь. Вместе с тем она смиренно и безропотно исполняла свои обязанности. Павтила часто унижала рабыню, наносила ей побои, морила голодом, но не могла принудить к вероотступничеству. Обуреваемая бессильной злобой, Павтила связала служанку веревкой и заключила в темницу.

Однажды Павтила застала заключенную Матрону стоящей на молитве. Оказалось, что неведомая сила освободила ее от уз.

В ярости Павтила приказала четырем своим слугам подвергнуть святую избиению палками. После жестоких побоев Матрона скончалась, стяжав у Господа мученический венец. Тело ее было сброшено с городской стены. Местные христиане собрали останки и предали их честному погребению.

Существует и другая версия мученической кончины святой - от рук язычников, которым выдала ее Павтила.

Прошло некоторое время, и на том месте, где было сброшено тело Матроны, Павтилу настигло возмездие: она оступилась, упала и разбилась.

Впоследствии, по окончании гонений на христиан, еп. Солунский Александр построил храм во имя св.мн. Матроны и положил в нем ее святые мощи, от которых совершились чудесные исцеления.

Часть мощей была впоследствии перенесена из г. Солуни и оказалась во Франции, в местечке Мазере, близ г.Тулуза.

С принятием христианства на Руси ее подвиг стал известен и у нас.

Народный календарь

Матрена-наставница. Полурепница.

Приметы и наблюдения. 27 марта считали днем последнего снежного наста. Поверхность снега, замерзаемая по утрам после больших оттепелей, называется настом. Говорили: "Пойдем по пастам". Или: "Иди по настовице". Святую Матрону, чья память отмечается в этот день, называли в народе настовицею или наставницею. В этот день сходит последний снежный наст.

Имя же полурепницы святая получила потому, что существовал хозяйственный обычай, согласно которому в этот день поселяне отбирали из всего зимнего запаса наиболее пригодную репу и использовали ее на семена.

В этот день наблюдался и первый прилет пигалиц ("настовиц"), как называли в народе чибиса. Подмечали; если чибис летит низко - к продолжительной сухой погоде, кричит с вечера - к ясной погоде. "Чибис прилетел - на хвосте воду принес"., "Овсянка запела и начала твердить мужику: "Покинь сани, возьми воз". И еще одно наблюдение: "Щука хвостом лед разбивает".

Традиции. В этот день крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты "онастить". С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты - для отбеливания. Места для этой операции облюбовали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной стороне, площадку с крепким настом, которую называли "настищем" или "стлищем". Нерасторопные хозяйки, не успевшие к этому времени наткать полотен, тужили: "Чужие холсты постятся, а наших и в суровые не бывало". Суровьем называли напряденную льняную нить, смотанную в клубок. Промедление в этих заботах влекло потерю "прибытка" незадачливой ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах, загодя наготовив холстов.

Своевременное и старательное отбеливание холстов на последнем насте было в эти дни основной заботой сельских ткачей. Проворных мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: "Пряла и ткала - весь дом одевала". После серпа и мотыги для сельской женщины главным орудием труда был ткацкий станок. Если стан ломался, то ткачиха сама его и налаживала: "Все богородицы ткачи, а наполовину и плотники". Так говорили о мастерицах на все руки. Конечно, без Божией молитвы и помощи святой Матрены никакое дело у ткачих не ладилось. "Баба ткет, а Бог ей рубашку дает". И в этих заботах каждодневно поминалась жившая в III в. Матрена-настовица, Матрена Солунская, христианская проповедница, уморенная голодом после жестоких истязаний.

В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом, осуждающим нерадивых хозяек, св. Матроной. Ее избрали покровительницей самого строгого и ответственного процесса в ткачестве - отбеливания новотканных холстов и льняной пряжи. Этот процесс дал название и изделиям, изготовленным из отбеленного холста. Говорили: "У нас белево на стлице", или: "Холсты постланы на белево". Бельем стали называть не только нательную, ночную одежду, но и постельные принадлежности. Особенно высоко у селян ценилось белье, собираемое в качестве приданого для невесты. Если в ее сундуке находились белокипенная одежда, постель, занавески, то это считалось признаком высокой опрятности невесты. Осененные благодатью святой Матрены-наставницы, русские крестьянки щеголяли в белопенных сорочках и спали на белоснежных простынях. Их взыскательному вкусу могли бы позавидовать наши современницы.

Именины. Иван. Матрена. Федосий.

Значимые даты