7 апреля

Православный календарь

Благовещение Пресвятой Богородицы. Свт. Тихона, патр. Московского и Всея Руси (1925).

Благовещение. В греческом и славянском языках слово "Благовещение" требует после себя родительного падежа. Поэтому в богослужебных книгах читаем: "Благовещение Пресвятыя Богородицы". При переводе на современный русский язык необходимо употребление дательного падежа, т.е. "Благовещение Пресвятой Богородице".

На праздник Благовещения могут приходиться (в зависимости от Пасхи) дни от четверга третьей недели Великого поста до среды Светлой седмицы включительно. Поэтому продолжительность празднования его неодинакова для разных лет. Если Благовещение случится до Лазаревой субботы, то церковь празднует его три дня, если в эту субботу - два, а если в Страстную или Светлую седмицу (это пасхальные дни недели) - один день. Бывает, Благовещение совпадает с Пасхой - и праздник как бы удваивается, а пост в дни Богородицы ослабляется. По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже в Страстную пятницу; ради него в этот скорбный день совершается Литургия св. Иоанна Златоуста и пост несколько ослабляется.

Мария, будущая мать Иисуса Христа, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, в возрасте трех лет была введена в Иерусалимский храм и стала его воспитанницей. В храме она вместе со своими сверстницами, предаваясь молитвам, чтению Библии и занимаясь рукоделием, оставалась несколько лет, пока не пришла пора замужества.

Воспитатели Марии стали настаивать, чтобы она покинула храм и вышла замуж. Она отказалась от этого предложения, заявив, что посвящена Богу. Священники, не зная, как им поступить, стали обсуждать сложившееся положение. Но тут прозвучал голос с неба: "Ищите достойного мужа!" Священники отобрали 12 кандидатов в мужья Марии. Их посохи сложили в алтаре. Утром увидели, что посох 82-летнего плотника Иосифа расцвел и на нем сидит голубка. Этот знак сочли знамением того, что Иосиф угоден Богу как муж Марии. Со старцем Иосифом ее и обручили. Мария перешла жить в дом будущего мужа.

Однажды, читая Библию, Мария дошла в книге пророка Исайи до места, где было сказано: "Се дева во чреве примет и родит сына и нарекут его Еммануил". Имя Еммануил по-еврейски означает "С нами Бог". Мария поняла, что речь идет о Божией Матери, а не об обычной женщине. И она подумала: "Как бы я была счастлива, если бы довелось мне быть при ней хотя бы служанкой".

В это время к ней вошел посланец от Бога Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: "Радуйся, благодатная! Господь с тобой! Благословенна ты между женами!"

Слова Гавриила смутили Марию. "Что бы они значили? - подумала она. А Гавриил продолжал: "Не бойся, Мария, ибо ты приобрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус (означающее "Благая весть"). Он будет велик и наречется сыном Всевышнего и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца". Это событие и назвали потом Благовещением. Далее события развивались так (цитата по Евангелию от Матфея): "Иосиф же, жених ее, будучи честным человеком и не желая опозорить ее, решил тайно расторгнуть помолвку с нею. Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: "Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жены себе, потому что тот, кого зачала она - от Духа Святого" (Мф. 1, 19-20).

Благовещение впервые стали праздновать в IV в. н.э. в городе Константинополе 25 марта по старому стилю.

Архиепископ Антиохийский Анастасий, учредивший Благовещенский праздник, рассуждал: "Сотворение человека было в 25-ый день марта, а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя, и превозвестить ей имеющее совершиться через нее спасение человека. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан".

Святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси. Святитель Тихон (в миру Василий Белавин) — сын сельского священника отца Иоанна. Родом он из старинного города Торопца. В 1917 г., после более 200-летнего перерыва, Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Тихона Патриархом Московским и Всея Руси.

Приближалось 60-летие со дня рождения святителя Тихона. Последний год жизни он был серьезно болен, но по воскресеньям и праздникам служил. И вот 5 апреля 1925 г. он совершил последнюю литургию в церкви Большого

Вознесения, а 7 апреля, на Благовещение, скончался. Погребен был в малом соборе Донского монастыря.

Память святейшего патриарха Московского и Всея Руси кроме 25 марта отмечается также 26 сентября (в этот день приводится житие святителя).

Народный календарь

Благовещение. Третья встреча весны (первая встреча на Сретение, вторая на Сороки).

Один из самых больших праздников весны.

Традиции. В этот день, как и в другие "двунадесятые" и великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный звон - благовест. А в церквах уже проходили всенощные службы, пели хоры величание Богородице: "Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

После этих слов радостное жизнетворное благоговение охватывает верующих. Люди в этот день радуются солнцу, наступающей весне, оживлению жизни.

Благовещение - переломный день в житейских порядках крестьянина. К этому дню он заканчивал зимние дела. Появлялись новые заботы, заодно менялся и образ бытия. На хуторах хозяева сжигали зимние соломенные постели и перебирались спать в "клеть" - холодную часть избы. Обычай сжигать соломенную постель и старую изношенную обувь, а также скакать через костры, окуривать избы с целью обезвредить их от всяких болезней - все эти обряды по своему характеру близки к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня.

У молодежи к этому дню кончались "посиделки". В последние вечера девушки гурьбой выходили на улицу и песнями "выкликали весну".

Поверья. Предки наши почитали Благовещение как самый большой у Бога праздник. В этот день, как и на другие важнейшие праздники (Пасха, Ивана Купала, Рождество, Петров день), солнце играет при своем восходе. Считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но и верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нес отнимаются на некоторое время крылья. После этого она уже не может летать, а только ходит по земле. Девки в этот день даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печь и ничего не варили.

В древнем русском быту с праздника Благовещения нередко начинали отсчет нового года, который поэтому иногда назывался "благовещенским". С этого дня отсчитывалось начало весны.

Считалось, что в этот день Бог благословляет землю, открывает ее для сеяния сельскохозяйственных культур. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена. Те и другие потом хранились хозяевами до первых весенних посевов, как знак видимого благословения Божия. Освящение семян делалось для хорошего роста и плодородия своих нив.

Еще одно поверие свято чтилось на Руси. Радуясь празднику Благовещения, наши предки в этот день отпускали птиц на волю, умилительно сознавая при этом, что птахи будут благодарны своим освободителям. В Москве этот обычай существовал вплоть до октябрьского переворота 1917 г., когда наступило всеобщее обнищание.

Приметы и наблюдения. Многие приметы рождены многовековым опытом общения с природой. Особенно ценны были такие приметы: "На Благовещение дождь - родится рожь. Мокрое Благовещение - грибное лето. Гроза на Благовещение - к теплому лету, к урожаю орехов..."

От Благовещения отсчитывали 100 дней (это 17 июля) и наблюдали: совпадут ли наблюдения с результатами? Как правило, совпадали. После июльских дождей идут первые грибы. И хлеба наливаются в это время. И орехи поспевают. От Благовещения велся отсчет не только потому, что это - приметный день в году, но и прежде всего благодаря "силе Божией). Не зря же в крестьянских дворах ставили в кадку с зерном икону Богородицы и заклинали: "Мати Божия, Гавриил архангел, благовестите нас урожаем, благовестите овсом, да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей".

Покровительство Богоматери распространяется на все работы, которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах.

Особые приметы относились к погоде: "Коли весна ранее Благовещения станет, то много морозов впереди", "На Благовещение мороз - к урожаю яровых", "На Благовещение без ласточек - холодная весна", "Если Благовещение холодное, жди сорока морозов по утрам", "Если на Благовещение небо безоблачно и солнце ярко, быть лету грозному".

Именины. Тихон.

Значимые даты