30 апреля

Православный календарь

Сщмч. Симеона, eп. Персидского, прп. Акакия, eп. Мелитинского (ок.435). Прпп. Зосимы, Германа и Савватия Соловецких (XV), Александра Свирского (1641).

Соловецкие чудотворцы. В православной церкви нередко празднуется общая память двух святых, например Петра и Павла, Кирилла и Мефодия, Бориса и Глеба. Эти святые были связаны друг с другом общим служением или общей исповеднической кончиной. Случалось, что при жизни своей святые не знали друг друга и только Церковь соединила их вместе, следуя законам духовного бытия.

Именно так и произошло с основателем монашества на Соловецких островах. Преподобный Зосима прибыл туда через год после смерти преподобного Савватия.

Однако обратимся к тому времени (1429), когда Савватий высадился на этих островах, имея уже опыт подвижничества. До этого он много лет провел в послушании и молитве в известном на Руси Кирилло-Белозерском монастыре, а также на Валааме, где, ревностно соблюдая строгий монастырский устав, пользовался любовью братии за свое полное смирение.

Однако, стремясь в душе к уединению и тишине, Савватий полагал , что ему следует найти совершенно безлюдное место. Тайно ушел он с Валаама, пробираясь дикими лесами и реками в сторону студеного Белого моря. К этому времени был он уже убелен сединами и не очень крепок здоровьем.

Добравшись до Белого моря, Савватий принялся расспрашивать местных жителей о Соловецких островах, чем весьма их удивил. "Чем он будет там питаться и одеваться, ежели сам так беден и дряхл?" - любопытствовали они. В ответ услышали: "У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности и голодных питает до сытости".

У реки Выги Савватий остановился. Здесь он нашел отшельника Германа. Последний не только рассказал о Соловках, но и выразил горячее желание отправиться туда вместе. Оба монаха отплыли вскоре на утлой ладье и через три дня достигли сурового пустынного архипелага, который был доступен только рыбакам-поморам.

Первое, что сделали отшельники, - поставили крест. После этого началась для них святая жизнь. Только поморы иногда навещали их, желая поселиться неподалеку. Однако монахи препятствовали этому, говоря, что "сонмы иноков будут здесь славить Бога". Пока же здесь стояла одинокая келия, в которой они и жили.

После 6 лет лишений и страданий от неуютной жизни Герман вернулся на материк, на реку Суму, оставив Савватия на острове одного. Но скоро старец почувствовал приближение смертного часа и тоже покинул Соловки. Причастившись от игумена Нафанаила, подвижник скончался в прибрежной часовне. При этом был он облачен в мантию и куколь с кадильницей в руке. Это произошло 27 сентября 1435 г.

Через год после кончины прп. Савватия Соловецкий остров вновь принял иноков. То были прп. Герман и инок Зосима, уроженец онежской деревни Толвуя. Рассказав Зосиме о прп. Савватии, Герман согласился сопровождать его. Когда иноки приплыли на остров, то Господь через видение указал им, где строить келии и церковь.

Преображенская церковь взметнулась своими деревянными куполами на берегу моря. С каждым днем все теснее становилось в обители. К отшельникам приходило множество гостей - люди духовные и простые миряне, инородцы - лопари и чудь. Даже норвежцы приходили сюда, дабы поучиться путям спасения. В 1452 г. братья избрали игумена. Им стал Зосима. Для рукоположения он отправился в Новгород.

Жизнь монахов на острове шла в борениях с суровой природой и с боярской челядью, которая не раз отнимала у них улов, говоря: "Это - отчина бояр наших". Чтобы уладить эти распри, Зосиме пришлось еще раз отправиться в Новгород и просить о заступничестве самого архиепископа Феофила. Во время этого посещения преподобный был приглашен на обед к известной Марфе-посаднице. Во время обеда у него случилось видение - у шестерых бояр, присутствующих тут же, не было голов. Слезы жалости потекли по лицу Зосимы, и он больше не прикоснулся к еде, печалясь о судьбе своих сотрапезников. Как оказалось, впоследствии все шесть были казнены царем Иоанном Грозным.

По возвращении в обитель игумен задумал план ее благоустроения. По его плану стали возводиться келии, новый храм, трапезные и службы. В 1465 г. из часовни на берегу реки Выги были перенесены нетленные мощи основателя обители - прп. Савватия и положены вблизи алтаря Преображенской церкви.

Прожив на острове почти полвека, Зосима в предвидении своей праведной кончины собрал по обычаю братию, назначил преемника и 17 апреля 1478 г. отошел ко Господу со словами: "Мир - всем". Его мощи были преданы земле подле прп. Савватия. В житии сообщается, что над могилами преподобных "два столпа стояща, светяшася, огневидна, досягнувша до небеси" видны были на расстоянии 30 верст.

В 1566 г. мощи обоих Соловецких чудотворцев, молитвы перед которыми исцеляли больных, а также помогали рыбакам и мореплавателям, охраняли от бесов, были перенесены в каменный монастырский собор. Здесь они находились вплоть до их поругания в 1925 г., когда Соловецкий монастырь был обращен в концлагерь.

Только в 1992 г. вернулись Соловецкие угодники на прежнее место своего упокоения, обагренные кровью замученных безбожниками новых исповедников Российских. И прославляя в акафисте "мучеников единоравне", живших в XV в., присоединяем мы к ним и новомучеников XX в. Находясь в темницах, они молились перед рассветом так же горячо, как Зосима и Савватий, зная о своей судьбе.

Народный календарь

Зосим Соловецкий, Зосима-Пчельник, Симеон-морковник.

Обычаи. К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел: "На Зосиму-Пчельника расставляй ульи из пчельника". Русские пчеловоды вынутых из омшанников пчел расставляли на пасеках. Набожные наши поселяне не принимались за это дело как по совершении молебствий святым Зосиме и Савватию.

Зосима считается заступником пчеловодов, покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из старинных стихотворений есть такие строки: "Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами".

В честь преподобного Зосимы-Пчельника существовали рукописные молебны. В одном из них подробно повествуется о том, как угодники Соловецкие, путешествуя по каким-то далеким странам, привезли оттуда, по повелению Божию, в набалдашнике посоха матку пчелиную. Пустив ее в русскую землю, они тем самым положили начало пчеловодству.

Сельские пчеловоды, благоговея перед свв. Зосимой и Савватием-Пчельниками, часто молятся этим угодникам об успехах в пчеловодстве. В день памяти св. Зосимы служат ему молебны, приносят в церковь медовые соты.

В некоторых местах существовал обычай в этот день кормить пчел просфорою - хлебцем из квасного теста, освященного накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого прп. Зосимы. Более того, существовал обычай на одном из ульев выставлять образ св. Зосимы.

Происхождение этих обычаев во многом связано с поверием, что преподобный Зосима был распространителем пчеловодства на севере России.

Говорили: "У кого медок и маслице - у того праздничек", "Без Бога - ни до порога, а без Зосима-Савватия - ни до улья", "Рой родится - Зосима-Савватий веселится", "Пчела знает, где мед брать".

Приметы и наблюдения. Примечали, на какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет - вишен не будет. Мало убыли в пчелах (по выставке из омшанника) - к урожаю гречи. И, наоборот, много убыли - греча не родится. Первый апрельский дождь воза золота стоит. Три дождя в апреле да один в мае - тысячи дождей стоят. Теплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца, - благословение полям. Что в апреле зародится, взойдет, то в мае вырастет, в июне-июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла подберется.

Именины. Акакий. Ананий. Адриан. Семен.

Значимые даты