12 апреля

Православный календарь

Прп. Иоанна Лествичника (649); свт. Софрония, еп. Иркутского (1771); прп. Иоанна безмолвника (VI).

Преподобный Иоанн Лествичник. Назван "Лествичник" по своему главному духовному сочинению "Лествица райская". Это известное руководство к иноческой жизни представляет собой 30 бесед о 30 ступенях восхождения к духовному совершенству. Его автор почитается как великий подвижник Церкви.

Родился прп. Иоанн ок. 525 г. В 16 лет он оставил мир и ушел в Синайский монастырь, где духовным отцом стал старец Мартирий. Через четыре года он принял иноческий сан. Присутствовавший при постриге старец Стратигий предсказал, что Иоанн будет великим светильником Церкви.

Ровно 19 лет длилось послушание Иоанна. После смерти старца Мартирия преподобный удалился в пустынное место у горы Синай, называемое Фола, где провел 40 лет в подвигах безмолвия, поста и молитвы. Известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом аскетической жизни, но умеренно. Ночей без сна не проводил, хотя не спал дольше, чем было необходимо для поддержания сил.

Слава о святости Иоанна распространялась далеко, и к нему устремились жаждавшие воспринять Слово спасения. Вызвали его синайские монахи, избравшие старца настоятелем, когда ему было уже 75 лет. (Отсюда произошло другое название Иоанна - Синаит.) В продолжение четырех лет прп. Иоанн оставался настоятелем Синайского монастыря, а затем снова, до конца своей жизни, пробыл в уединении.

Во время управления монастырем по просьбе св. Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана прп. Иоанном знаменитая "Лествица райская". В ней дается руководство к иноческой жизни, которая, по мысли прп. Иоанна, представляет собой путь непрерывного и трудного восхождения подвижника на небо по лестнице духовного самосовершенствования и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей, а во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Соответственно, "Лествица" разделяется по своему содержанию на две части: в первой говорится о пороках, противных христианской жизни, вторая раскрывает понятие о нравственных и религиозных добродетелях. Такие столпы духовной жизни, как Феодор Студит, св. Сергий Радонежский, св. Иосиф Волоколамский и другие, считали "Лествицу" лучшей книгой для спасительного руководства.

Сочинения Иоанна Лествичника стали любимыми книгами в монастырях. "Лествица" долгое время - целых четыре века - в виде рукописи была известна лишь небольшому кругу священнослужителей и только в XIV в. была переведена на русский язык.

До наших дней дошло рукописное воспроизведение "Лествицы". Эта рукопись превосходно и красочно исполнена "полууставным письмом" в 1490-1510 гг. неизвестным писцом и художником. И только в 1647 г. "Лествица" была издана в Москве первыми русскими печатниками.

"Лествица райская" много веков была основным наставлением для христианских подвижников, избравших иноческий путь богослужения.

И в наше время "Лествица райская" не утратила своего значения. Непрерывное восхождение по лестнице духовного самосовершенствования представляет собой, по мнению автора этой книги, процесс борьбы с собственными пороками и страстями, процесс постоянного духовного очищения. "Если мы и высокую жизнь проходим, - писал Иоанн в одной из своих "Бесед", - а сердца болезненного (т.е. покаянного, с чувством покаяния) не приобретаем, то все это притворно и суетно".

Не обойден в "Лествице" и такой важный вопрос, как воздержание в питании. В память об этом в четвертое воскресенье Великого поста служится молебен, посвященный Иоанну Лествичннку. Это один из немногих "переходящих" памятных дней, отводимых наиболее почитаемым святым.

Народный календарь

Иоанн Лествичник.

Обычаи. В этот день ранним утром, еще до церковной службы, крестьянки пекли из простой размольной муки "лествицы". Эта бесхитростная выпечка представляла собой лесенки длиною во весь противень. Возвратившись из церкви, вся семья садилась завтракать и пить чай с "лествицами". Каждому доставалась целая "лествица". Надо было бережно и аккуратно съесть ее, ступеньку за ступенькой. Если у кого в руках она нечаянно обламывалась, считали того несчастным: не суждено ему было пройти "райскую лестницу" до самой вершины.

Этот ритуал вносил оживление в не очень-то веселую повседневную крестьянскую жизнь. Главное - не съеденная "лестница", а оживление памяти о древнем, добром и мудром наставнике, заботившемся о чистоте и крепости нравственных и духовных опор ближнего. И "лестницы" пекли в этот день для восхождения в будущей жизни на небо.

Поверья. "На Иоанна Лествичника домовой бесится". Говорили, что домовой весь год радеет о добре, а тут своих не узнает, готов избу сокрушить. Собак перекусает, лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту есть сено. Одни говорят: старая шкура с домового сходит, больно ему. Другие – жениться на ведьме хочет. Третьи: это ему расправа от нечистой силы за все доброе, что человеку сделал.

Именины. Аполлос. Иван. Зосим. Софрон.

Значимые даты